В ХХ веке Бестужев-Лада стал признанным специалистом в области социального прогнозирования и глобалистики. И сделал ряд настолько точных предсказаний, что поневоле заставил к себе прислушиваться. Достаточно сказать, что еще в 2002 году он знал: 44-м президентом США станет чернокожий американец. В 2009-м к власти пришел Барак Обама… Точность, которая Нострадамусу и не снилась. А все потому, что Бестужев-Лада был ученым и методы познания будущего применял сугубо научные. Потому и не было осечек в его предсказаниях. Именно поэтому они остаются актуальными даже после смерти футуролога. Бестужев-Лада скончался в 2015 году, но успел далеко заглянуть в будущее. В частности, он предрек, что дальнейшие освоение космоса и всеобщая компьютеризация приведут к появлению новой расы людей. Во всяком случае, именно об этом мы говорили с Игорем Васильевичем за несколько лет до его смерти. Я брал у него интервью, которое вышло интересным, но очень объемным. Поэтому сейчас я привожу лишь отдельные выдержки из нашей беседы, опуская собственные вопросы…
Победа за американцами
Люди, взявшиеся осваивать космос под знаменем Циолковского, меньше всего думали о Вселенной. Их мысли были всецело заняты третьей мировой войной, которая, как известно, началась сразу после окончания второй. Ее назвали «холодной». У этой войны были свои поля сражений и жертвы -- миллионы погибших и раненных в ходе так называемых локальных конфликтов. Но если в предыдущей войне главнейшим фактором в достижении победы считался воздух, то в этой -- космос.
В 1950-х годах мы запустили первый искусственный спутник Земли. Это означало, что наши ракеты смогут уничтожить противника в любой точке земного шара. Американцы ответили программой «Аполлон» и к концу 1960-х добились решающего превосходства в космосе. Американец прошелся по Луне, а мы туда отправили вездеход. Для широкой публики это был наглядный пример научно-технической мощи страны Советов. А для посвященных «Аполлон» и продолжающая эту программу СОИ -- Стратегическая оборонная инициатива -- означали, что американцы одержали в космосе убедительную победу. Да, мы могли нанести США серьезный ущерб, разразись мировая катастрофа, и с этим американцы, которые, в отличие от нас, дорожат жизнью каждого своего гражданина, считались и до сих пор считаются. Но, несмотря на всю нашу идеологическую шумиху, уже тогда стало понятно: американцы завоевали превосходство в космосе.
Смысл утрачен
Разумеется, нам не хотелось капитулировать, потому что так ли иначе, но мы контролировали почти полмира. И коммунистическое руководство продолжало экспансионистскую политику, не замечая своей обречённости или не желая с ней считаться. В силу этой причины умопомрачительно росли военные расходы СССР и США. Если в 1950-х годах они составляли примерно 100 млрд. долларов, то в 1980-х достигли триллиона с тенденцией удваиваться каждые пять лет. Тяжело было даже американцам. Гонка вооружений обходилась им в 18 центов с каждого доллара национального дохода. А мы, чтобы поддержать равенство сил, тратили 88 копеек с каждого рубля на вооружение. При таких темпах к концу ХХ века советские люди вынуждены были бы полностью отказаться от пищи, одежды и крова в пользу ракет. Или что-то иное должно было случиться. И оно случилось. Натовские спецслужбы организовали массовый исход жителей Восточной Германии в Западную. А у нас перестройка завершилась опереточным путчем. Американцы вроде бы вышли победителями из холодной войны. Но в деле освоения космоса обе стороны оказались у разбитого корыта: потерялся прежний смысл запуска космических ракет.
Очевидный, но неприятный факт
Когда-то в 1950-х годах я попытался представить себе будущее нашей и не только нашей космической практики, исходя из популярного мифа о мирном, хозяйственном освоении космоса. Миф этот возник из потребности завуалировать сугубо милитаристское отношение к космосу и быстро нашел отклик в сердцах людей. На начальном этапе предполагалось создание системы геостационарных спутников. Опираясь на нее, предстояло осваивать Луну, Марс, Венеру. Потом, может быть, некоторые спутники таких крупных планет, как Юпитер, Сатурн. Мы все тогда искренне разделяли мысль Циолковского о том, что рано или поздно землянам из-за стремительного роста народонаселения придется покинуть свою колыбель. Вслед за Циолковским, которого я считаю своим учителем, я в 1961 году описал идею превращения астероидного пояса в сферу, со всех сторон охватывающую Солнце. На внутренней поверхности этой «мета-планеты» могли бы жить не миллиарды, а миллиарды миллиардов землян. Освоение околоземного пространства прогнозировалось тогда на 1980-е годы, Луны -- на 1990-е, Марса, Венеры – на первую четверть ХХI века. Однако первые же полеты в космос показали утопичность этих замыслов. Выяснилось, что человек -- в отличие от кибернетических организмов, -- не сможет жить в космосе без существенных изменений своего физического и психического облика. Хотя и по сей день многим, кто корпоративно связан с космической отраслью, не хочется признавать этого очевидного факта.
Киборгизация личности
Тем временем мы практически уже вторглись в самый сложный и страшный аспект всех проблем будущего -- киборгизацию личности человека. Она началась с очков, слуховых аппаратов, искусственных и трансплантированных сердец и почек. Сегодняшние достижения генной инженерии, клонирования, компьютерной и оптико-электронной техники снимают технологические преграды на пути создания программированного биоробота.
Лет через 20-30 можно будет экипироваться, скажем, вживляемым микропроцессором, с помощью которого легко управлять нейро-физиологическими процессами в организме, поддерживать здоровье и гарантировать себе 24 часа любого кайфа в сутки. Так любовники, находящиеся за тысячу километров друг от друга, смогут встретиться в электронной сети и испытать все мыслимые удовольствия. Причем их виртуальность никак не скажется на качестве восприятия. Иное дело -- каковы будут последствия для физиологии и психологии человека?
Но только такие, с позволения сказать, «усовершенствованные» люди, смогут жить в космосе сколь угодно долго. А homo sapiens, творенье Божье, вынужден будет остаться своеобразной «колонией «предков» на Земле. И новое, если так можно выразиться, человечество, будет рассматривать его исключительно как ресурс.
Этот сценарий тем более вероятен, что нечто подобное в истории цивилизации уже было. Согласно одной из антропологических концепций, на заре становления люди безжалостно уничтожили своих главных конкурентов -- наиболее близких к себе по развитию приматов, оставив жизнь лишь той ветви эволюции, что вела к нынешним человекоподобным обезьянам -- шимпанзе, орангутангу, горилле.
Готовность №1
Слава Богу, будущее вариативно. Например, не исключено, что киборгизированная часть человечества, повинуясь некому инстинкту, возникшему спонтанно или тайно ей привитому, покинет Землю и сгинет где-то в межгалактических пространствах. То есть и с киборгизацией все может разрешиться не самым наихудшим образом. Но лишь при условии нашей готовности к будущему, когда глубокое осмысление возможных последствий опережает стихийное, а потому слепое развитие технологии.
В этом смысле ярые приверженцы мифа о возможности решения земных проблем в космосе должны вернуться на грешную нашу планету и глубже задуматься о проблемах вроде тех, что очерчены выше. И тогда, глядишь, из числа прозревших получится хорошая контрольная группа homo sapiens c приличным генофондом.
Пусть затерянный во Вселенной планетарный космолет будет домом и обителью для киборга. А человеку, на мой взгляд, ближе другие ценности: восход и заход солнца, лес, река, птичий щебет, в крайнем случае -- городской бульвар...
Михаил ЗАХАРЧУК
«Архивы XX века» № 3, 2024 г.
Нет комментариев