Янки в Старом Свете
Соединенные Штаты много лет почти не вмешивались в европейские политические интриги. Весь XIX век молодая держава развивалась, проводила реформы, накапливала финансовый, да и политический капитал. В Старом Свете к американским политикам относились не без высокомерия, как к выскочкам. Тем временем Вашингтон научился доминировать на своем континенте. США стали гегемонами не только в Северной, но и в Южной Америке, устраивая перевороты, диктуя правительствам свою политическую и финансовую волю. Эта политика помогала развиваться многим американским кампаниям, которые разбогатели – и действовали с размахом.
К европейским делам янки стали робко приобщаться только в начале ХХ века. Многие влиятельные американские политики выступали против такой экспансии: мол, зачем нам Европа с ее постоянной мелкой грызней? Ситуация изменилась во время Первой мировой войны. Америка приняла в ней участие на стороне Антанты, ее солдаты сражались на европейской земле – и, конечно, американские политики воспользовались тем, что в результате этой великой бойни почти вся Европа оказалась в руинах, а Штаты только разбогатели на военных и продовольственных поставках. Вашингтон вошел в клуб великих держав. И все равно – лондонские и парижские политики смотрели на американцев свысока, как на дерзких и немного наивных новичков.
Вторая мировая окончательно изменила правила игры. Судьбу Европы и мира тогда решили две страны – Советский Союз и Соединенные Штаты. Красная армия разгромила немцев и их сателлитов в решающих сражениях, а американцы создали финансовый потенциал Антигитлеровской коалиции. К концу войны американская военная промышленность набрала такой ход, что вся европейская экономика (за исключением СССР) не могла с ней сравниться.
После 1945 года бывшие союзники по борьбе с нацизмом стали соперниками. Москва, действуя кнутом и пряником, сколачивала блок «строителей социализма». Части Красной армии стояли в Варшаве, Праге, Бухаресте, Берлине и во многих других европейских городах. Да и в западных державах – прежде всего, во Франции и Италии – усилились коммунистические партии, которые во многом контролировал товарищ Сталин… Штаты не могли с этим примириться. Они понимали, что бороться с коммунистами одними репрессиями бессмысленно. Необходимо вытянуть разрушенную Западную Европу из нищеты. Как? Потребуется и «прямая помощь», но – как в преферансе, небескорыстная, с подвохом.
Концепция
Джордж Маршалл (конечно, ему помогали советники – экономисты, юристы и дипломаты) предложил рискованный, но амбициозный план американского «похищения Европы». Сначала – в марте 1947 года – президент Трумэн провозгласил доктрину борьбы с коммунизмом. А в начале лета того же года Маршалл выступил с лекцией в Гарвардском университете, на которой подробно рассказал о своем проекте. Вкратце его концепция выглядела так: Штаты помогут Европе финансами, вооружением. Страны, присоединившиеся к плану Маршалла, будут взаимодействовать, разрушая вековые таможенные барьеры. Взамен американцы оговаривали меру своего влияния на политическую жизнь той или иной страны. В то время ни одна из европейских держав не могла похвастать солидным бюджетом или достойным золотым запасом. Война оставила Старому Свету развалины городов, миллионы калек и пустую казну. Для Америки лучшего шанса возглавить европейскую политику история могла больше не предоставить…
После выступления генерала окружение Трумэна, Сенат и Конгресс еще почти целый год обсуждали детали плана, и только в 1948-м начали предоставлять помощь. К плану Маршалла пригласили присоединяться все страны, пострадавшие от войны – включая Советский Союз. Но социалистические государства, конечно, с гневом отказались от этого предложения, обвинив американцев в империализме, в том, что они хотят превратить старушку Европу в свою колонию…
Миллиарды с барского плеча
За 3 года американцы вложили в европейскую экономику 13 миллиардов долларов – по тем временам сумму колоссальную. Самый крупный куш получил Лондон – около трех миллиардов долларов. Чуть меньше досталось Франции. По миллиарду получили ФРГ, Нидерланды, Италия. Причем, немцы и итальянцы, как проигравшие в войне, часть из этих денег вернули в американское казначейство – в виде контрибуций. Политический аппетит приходит во время еды – и вместе с инвестициями американцы почти открыто требовали удаления коммунистов из правительства. Во Франции и в Италии это вызывало протест, но из «программы Маршалла» они все-таки не вышли. В результате к 1948 году коммунисты полностью исчезли из исполнительной власти Западной Европы, только шумели в парламентах. Москва протестовала, пугала «империалистов» забастовками и революциями – но американцы твердо проводили свой курс, превратившись во властелина «буржуазной Европы». У них имелся сильнейший инструмент влияния – деньги.
Доллары без золота
Советский Союз ответил на вызов, из последних сил помогая восстанавливать из руин ГДР, Польшу, Чехословакию. Но американская помощь значительно превышала возможности Москвы. Страны, которые получили долларовую подпитку, за десять лет преодолели нищету, а за 20 – полностью восстановили экономику. Без плана Маршалла этот процесс, по оценке экономистов, занял бы 30 лет. Западная Европа стала почти единой экономической системой: например, Германия и Франция – вековые противники – отныне соотносили свои экономические планы и старались развиваться, помогая друг другу.
Еще одно важное последствие этой программы хорошо известно каждому из нас: доллар стал мировой валютой, заполонил все европейские банки. Правда, в середине 1960-х европейские страны попытались выйти из-под американской опеки. И в первую очередь стали отказываться от доллара, усиливая свою валюту. Первым пошел на это президент Франции, генерал Шарль де Голль, потребовавший от американцев поменять доллары на золото. Его примеру последовали другие страны, вплоть до ФРГ. Это стало ударом для Вашингтона: «золотой эквивалент» главной валюты мира давно уже был фикцией. Доллар в начале 1970-х резко упал в цене – и американцы были вынуждены официально отказаться от «золотого стандарта» своей валюты. В СССР заговорили о «крахе плана Маршалла», но, пожалуй, преждевременно.
Место под солнцем
При всех издержках, Вашингтон в ХХ веке выдержал бремя лидерства – чего не скажешь о Советском Союзе. Финансовая, продовольственная, военная помощь странам Восточной Европы и Китаю оказалась для Москвы непомерной ношей. План Маршалла помог Вашингтону сделать два шага к планетарной гегемонии: сначала – Штаты стали явным лидером всего западного мира, а к концу 1980-х «сняли с пробега» своего главного соперника – Москву, которая лишилась союзников и надолго отказалась не только от коммунистической идеи, но и от честолюбивых внешнеполитических планов. Победа в холодной войне тоже началась с того самого плана. И неудивительно, что в Америке в честь генерала Маршалла до сих пор называют улицы и университетские стипендии. Заслужил.
Евгений ТРОСТИН
«Архивы ХХ века» №5,2022
Нет комментариев