Последний в своей жизни танк врага он уничтожил в боях на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 г. Передовой отряд застал немцев врасплох. Лавриненко решил атаковать село Покровское самостоятельно. Враг, подтянув танки и орудия, стал продвигаться к деревне Горюны, чтобы отрезать передовой отряд от основных сил. Обнаружив у себя в тылу немецкие танки, Лавриненко развернул свою роту на 180 градусов и повел ее в атаку на Горюны, занятые немцами. К деревне подошли главные силы группы Катукова. Немцы попали в клещи. Разгром был полный. Лавриненко уничтожил танк, 2 противотанковых орудия и до полусотни немецких солдат.
Враг обрушил на Горюны шквальный огонь минометов. В это время полковник Н. Чернояров - командир 17-й танковой бригады, входившей в состав подвижной группы Катукова, - вызвал Лавриненко на КП. Получив приказ, Дмитрий под обстрелом направился к своему танку и был смертельно ранен осколком мины.
За 2,5 месяца войны Лавриненко в 28 боях уничтожил 52 танка и еще Бог знает сколько другой техники и пехоты врага. Число подбитых им танков по штатному расписанию Красной Армии - танковая бригада, по штатам вермахта - отдельный танковый батальон. С учетом состояния танковых частей вермахта, изрядно поиздержавшегося в летних боях Лавриненко за время одной стратегической операции уничтожил целый танковый полк, а вместе со своим взводом, наверное, - танковую дивизию врага. В истории войны это уникальное достижение.
Лавриненко воевал на самом опасном участке фронта. Там от числа подбитых танков врага зависели темпы наступления его на Москву. После встречи с танкистами Катукова, лучшим из которых был Дмитрий, скорость наступления танков Гудериана упала с 35-40 до 7-9 км в сутки. Значит, наши войска получили еще немного времени на подтягивание резервов и подготовку контрудара.
Офицер был не только метким стрелком, но и талантливым, тактически изобретательным командиром. Трудно сказать, была ли «засадная тактика» 4-й танковой (затем 1-й гвардейской) изобретением прославленного комбрига Катукова. Скорее все это продукт коллективного творчества всей бригады, в том числе и Дмитрия. Он был наиболее последователен и изобретателен в ее применении.
Лавриненко - воплощение идеала танкиста, символ доблести наших танковых войск. К сожалению, он был удостоен заслуженных почестей только через много лет после своей смерти, хотя наградные листы на него готовили чуть ли не после каждого боя. 5 декабря 1941 г. Лавриненко представили к званию Героя Советского Союза, но 22 декабря, уже после его гибели утвердили почему-то только орден Ленина. Его именем назвали улицу в Волоколамске, поставили памятник на родине, но звания Героя Советского Союза Дмитрий был удостоен лишь в мае 1990 г.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4