После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в марте 1919 года устроился на завод переписчиком технических документов в технической конторе Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), а с мая 1923 года уже работает в качестве чертёжника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.
В 1928 году, после демобилизации, возвращается на ХПЗ и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко.
В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы, он учится в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ.
В 1933 году Александр Александрович поступает на учёбу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.
29 июля 1936 года Морозов становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.
В это время по заданию Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведётся разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В это время Морозов является ведущим инженером этих проектов. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
Как техническому руководителю проекта по разработке танка Т-34, 10 апреля 1942 года А.А. Морозову (вместе с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко) была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В представлении на Сталинскую премию от 23 марта 1942 года, подписанном заместителем начальника ГАБТУ РККА генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым и военным комиссаром ГАБТУ полковым комиссаром Н.И. Бирюковым, указывалось, что «главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и начальник серийно-конструкторского отдела того же завода Н.А. Кучеренко являются авторами и активнейшими творцами в создании и усовершенствовании среднего танка Т-34, который явился одним из лучших танков по своей конструкции и тактико-техническим данным».
С октября 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность главного конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями - Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым.
С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.
В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряжённый труд конструкторов КБ привёл к созданию танка Т-34-85. 22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.
В конце войны в КБ, под руководством А.А. Морозова, создаётся средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Сталинские премии.
13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, значительно опередивший танкостроение всего мира.
Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вёл активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС.
К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьёзно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, неопределённых и неточных формулировок.
В 60-е годы А.А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как учёный. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив её, присваивает ему, не имевшему высшего образования, учёную степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А. Морозова наградили орденом Ленина и второй медалью "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда.
С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного конструктора и начальника КБ ХКБМ им. В.А. Малышева, проработав на этой должности 10 лет. Но его связь с КБ не прекращается, он ещё долго является консультантом КБ и членом Научно-технического совета Министерства, вплоть до своей кончины 14 июня 1979 года.
На каком бы посту ни находился Александр Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.
А.А. Морозов за свою деятельность был удостоен следующих высоких званий и наград: Дважды Героя Социалистического труда (1942, 1974); лауреата Ленинской премии (1967); трижды лауреата Сталинской премии (1942, 1946 и 1948); заслуженного машиностроителя УССР; и награждён: трижды орденом Ленина; орденом Октябрьской революции; орденом Суворова II степени; орденом Кутузова I степени; трижды орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды; многими медалями Советского Союза.
Ушёл из жизни Александр Александрович Морозов 14 июня 1979 года, похоронен на кладбище №2 в Харькове.
#наркомпоиск #великая_отечественная_война #вторая_мировая_война #военнаяархеология #поисковыйотряд #военнаяистория #ww2 #вов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев