#на_заметку
Теперь пусть скажет звук В - и немного его «потянуть», наблюдая за тем, как ведет себя шея. Он почувствует, что шея вибрирует, «шевелится» под пальцами.
Если шея вибрирует при произнесении звука - это звонкий звук.
Попробуйте на звуках Д, Л, Г.
А теперь пусть ребенок скажет Ф, и также потянет, наблюдая за шеей. В момент произнесения он заметит, что с шеей ничего не происходит.
Если в момент произнесения звука горло (точнее, ребристая часть шеи) не шевелится - это глухой звук.
Попробуйте на звуках Т, Ч, Ц.
Легко, правда? И запоминать ничего не нужно: приложил руку к шее и разобрался.
Парные звонкие и глухие
А еще у звонких и глухих согласных есть понятие "парности". В учебниках пишут: "парные звонкие - глухие" или "парные по звонкости".
Что это такое?
Вернемся к нашей букве В. Снова прочитаем ее, но теперь будем наблюдать не только за горлом, но еще положением языка и губ.
Мы уже легко замечаем, что в момент произнесения у нас вибрирует горло. Но кроме этого ребенок почувствует, что:
губы сложились и даже немного вытянулись,
язык лежит внизу рта.
Попробуем теперь, не изменяя положение губ и языка, выключить вибрацию в горле: продолжим "выдувать из горла воздух, но без звука. При этом губы пусть останутся ровно такими же, как при звуке В, а язык продолжит лежать внизу рта.
Ну что, какой звук получился? Правда же Ф?
Если при произнесении двух звуков положение языка и губ одинаковое, а горло может быть включенным или выключенным - значит, что звуки парные по звонкости/глухости.
Пар по звонкости/глухости не так много. Попробуйте проговорить их все, включая и выключая горло, и наблюдая при этом за положением губ и языка:
В - Ф
Б - П
Г - К
Д - Т
З - С
Ж - Ш
Пар всего шесть, имеет смысл их запомнить. Учите прямо парой - большинство детей запоминает их влёт.
Непарные звонкие и глухие
А бывают еще НЕ-парные звонкие и глухие.
Предложите ребенку попробовать сказать звук Ц и запомнить, в каком положении губы, язык и горло.
Он выяснит, что звук Ц глухой, потому что горло не вибрирует.
Теперь предложите ему "включить" горло, как вы делали это с парными звонкими из предыдущего раздела.
Наверняка он что-то придумает, вроде "ТЬ", "ДЗ", "СЗ" - все варианты, которых в русском языке, на самом деле, не бывает. Это и есть НЕпарность по звонкости - глухости.
Если при одном и том же положении губ и языка получается сказать только именно этот - звонкий или глухой - звук, то мы встретились с непарной по звонкости/мягкости согласной.
А еще это - все согласные, которые не вошли в список парных выше :-)
И так еще проще, правда :-) Тогда остается самый интригующий момент - выяснить, звонкий он или глухой - этот непарный, который нам встретился.
Непарные звонкие Й, Л, М, Н, Р
Обратите внимание - Й согласный звук! Причем звонкий! И непарный!
Непарные глухие Х, Ц, Ч, Щ
Если хотите, можете их запомнить двумя разными списками - они же почти по алфавиту идут (ну, кроме Й).
Но можно и не запоминать, а действовать по следующему алгоритму.
Алгоритм определения парного / непарного звонкого или глухого
Смотрим на букву и вспоминаем, есть ли её звука пара. Если вспомнилась пара - сразу напишите "парный".
Если пара НЕ вспомнилась - на всякий случай проверьте себя и попробуйте сказать противоположный звук, как я учила выше. Если всё равно пара не получилась - теперь запишите "непарный".
Теперь приложите руку к шее, произнесите звук.
Шея вибрирует - звонкий, шея НЕ вибрирует - глухой. Сразу запишите.
На этом всё! Вы научились определять звонкие и глухие согласные.
Комментарии 4