Первые дни в подкопе работа шла в одну смену, так как к подбору людей и привлечению их к работе необходимо было относиться очень тщательно, чтобы не могли попасть случайные и непроверенные люди. В течение пяти суток в траншее под углом здания был вырыт первый котлован для приема грунта из подкопа. За это время было извлечено из-под угла здания до 6 тонн грунта, после чего котлован был готов.
Началось рытье самого прохода на глубине не менее двух метров, размером по высоте в 65 и ширине в 60 см. Вся извлеченная земля на специальном лотке перетаскивалась в вырытый котлован с помощью веревок, изготовленных из обмоток. Для укрепления стенок и потолка подкопа потребовались крепкие доски. Решили сломать нары, а вместо них поставить для тяжелобольных койки. Требовалось получить разрешение от немецкого врача. С большим трудом такое разрешение было получено, нары были сломаны, а доски доставлены в подкоп. Такая же операция по добыче досок была проделана впоследствии с заменой нар на койки в помещении над кухней, в которой размещалась рабочая команда, строившая дорогу на территории лагеря.
Пройдя в подкопе первые пять метров, встретились с трудностями из-за плохого поступления воздуха. Коптилки, которыми освещался путь, не стали гореть. Выручила русская смекалка. Лукин предложил сделать кузнечный мех, который должен будет нагнетать воздух. Из плащпалатки и другого материала был сооружен мех. Однако после прохождения еще нескольких метров мех не смог более подавать воздух должным образом. Но из этого положения вышли благодаря изготовленным Политаевым карбидовым лампам.
Работать становилось труднее. В связи с этим было принято решение увеличить количественный состав подкопщиков. Вскоре уже 21 человек в две смены принял участие в работах. Однако при увеличении состава участников подкопа требовалась исключительная осторожность.
Важное значение приобретала даже чистота тела, рук, ногтей и одежды, потому что, выходя из подкопа, каждый участник был весь желтый от песка и грунта. В повседневной одежде работать под землей было нельзя, и тогда пришлось из одеял изготовить «спецодежду», в которой и находились в подкопе.
Прошли под землей 10 метров, и вдруг произошел обвал. Среди участников поднялась тревога — люди, работавшие в подкопе, остались без воздуха. Сейчас же были приняты все меры к тому, чтобы их спасти. В тяжелом со стоянии выносили их наверх, где они через некоторое время приходили в нормальное состояние и могли продолжать работу.
Когда прошли уже 20 метров под землей, работать в подкопе стало невозможно из-за недостаточного количества поступающего воздуха. Возникла мысль о том, чтобы проделать отверстия в верхней части подкопа для поступления воздуха снаружи. Результат оказался хороший — воздух стал поступать в подкоп и дал возможность продолжить работы.
Вдруг возникли некоторые обстоятельства, которые помогли кардинально решить проблему освещения подкопа. В лагерь провели электролинию и подали электроэнергию. Чистяков и Лукин по мере возможности снимают электропровода, находящиеся во 2-м корпусе, и делают проводку в подземной магистрали. «Метро», как говорили участники о подкопе, было электрифицировано, и работа оживилась.
Но грунт шел крепкий — камень и глина. Каждый пройденный метр отнимал много сил. Истощенные недоеданием и тяжким трудом под землей, участники подкопа заметно слабели.
Комментарии 7