Сразу после этого она участвовала в освобождении Таманского полуострова, а с 31 октября по 11 декабря 1943 года – в Керченско-Эльтигенской десантной операции и в боях в Крыму около Керчи. Герой нашей статьи в ходе сражений на Керченском полуострове под высотой 71,3 проявил себя смелым и инициативным младшим командиром. Во время наступления пехотных подразделений наводчик метко поражал вражеские огневые точки, мешавшие продвижению сослуживцев. В бою 5 декабря выбыл из строя командир его орудия, и Ислам, приняв командование расчетом, продолжал бесперебойно выполнять поставленную задачу. За три дня боев он уничтожил четыре пулемета, блиндаж, а также около 20 солдат противника. После этого на гимнастерке сержанта засверкал орден Красной Звезды.
Так уж получилось, что свои награды Ислам Рахимович получал синхронно с бригадой, на знамени которой после взятия Керчи появился орден Суворова IIстепени. Весной 1944-го пришло время сражений за освобождение Севастополя. К этому времени Халиков стал командиром орудия. 9 мая он огнем из своей пушки помогал пехоте захватить одну из высот на подступах к городу, уничтожив при этом три огневые точки и до 20 вражеских солдат. В конце месяца сержант был награжден орденом Отечественной войны II степени. А 83-я обрмп за проявленные при штурме Севастополя доблесть и мужество получила третью государственную награду – второй орден Красного Знамени.
После освобождения Крыма она до августа несла охрану его побережья, а затем ее перевели на 3-й Украинский фронт и включили в состав 46-й армии. 21-23 августа бригада приняла участие в форсировании Днестровского лимана, западный берег которого противник укреплял в течение пяти месяцев.С наступлением темноты 21 августа 1944 года к району высадки вышли северный десантный отряд (2318 человек
на 270 лодках) и южный десантный отряд на (1216 человек на 218 лодках). В пятом часу утра они, пройдя на веслах порядка 11 км, достигли мест высадки, причем были обнаружены врагами только в 100-200 метрах от берега.
Артиллерия и минометы переправлялись с 6.00 в составе второго эшелона на катерах. Уже к 9 часам 22 августа десантники продвинулись до девяти километров вглубь обороны противника. Враг предпринял две контратаки против северного отряда десанта, которые были отбиты при поддержке артиллерии с восточного берега. Быстрый прорыв первой линии обороны оказал деморализующее воздействие на румынские войска, которые на многих участках стали спешно оставлять свои позиции. К 18-00 красноармейцы штурмом взяли крепость и город Аккерман (г. Белгород-Днестровский Одесской области). К концу суток оба плацдарма объединились в единый. По фронту он составлял 40 км, а в глубину – более 15 км.
Швейцарский военный историк венгерского происхождения П.Гостони в публикации «Кровавый Дунай» констатировал: «23 августа 1944 года стало «черным днем» германского вермахта в Румынии. Отвод румынских армий с фронта практически открыл Красной Армии дорогу в Румынию». Именно в этот день наш герой – участник «аккерманского десанта», внесшего лепту в такое развитие событий, встал со своим расчетом на пути одной из частей врага и, не ведая того, «шагнул» в историческую память соотечественников.
Вот что написал через 30 лет об этом героическом действие другой участник упомянутого десанта, командир взвода 83-й бригады морской пехоты М.В. Ашик: «Старший сержант Ислам Халиков со своим орудием прорвался вперед и выкатил его прямо перед контратакующей колонной врага. Расстреляв все снаряды, расчет занял круговую оборону, все до одного были ранены, но продолжали бой и погибли, не сложив оружия». Есть строчки о том «соприкосновении с противником» и в мемуарах начальника штаба Дунайской флотилии А.В. Свердлова, отвечавшего за обеспечение высадки десанта: «Геройски действовал орудийный расчет старшего сержанта Ислама Халикова. Вырвавшись вперёд и обойдя отходившую вражескую колонну, бойцы отцепили пушку от тягача, выкатили ее на прямую наводку и ударили по противнику. Артиллеристы стреляли, пока не кончились снаряды, а потом заняли круговую оборону и отбивались личным оружием. Все бойцы расчета были ранены, но вели бой до подхода наших частей».
Более пафосно это событие изложено в наградном листе Ислама, подписанном командиром отдельного истребительно-противотанкового дивизиона капитаном Альбещенко: «Тов. Халиков – участник форсирования Днестровского лимана и боев по освобождению Бессарабии от немецко-румынских захватчиков. Работая командиром орудия, проявил исключительное мужество и бесстрашие при выполнении боевых заданий.
С первой минуты высадки расчет тов. Халикова стремительно врывался в колонны противника и в упор прямой наводкой расстреливал отступающих бандитов. 23 августа 1944 года противник крупными силами отступал из села Успенка (правильное название – Успеновка) в западном направлении. Тов. Халиков со своим расчетом пошел наперерез колонне, развернул пушку с хода и с дистанции 75 метров открыл огонь. Артиллерией противника машина и пушка Халикова были подожжены, а сам Халиков со своим расчетом тяжело ранены. Гитлеровцы, видя перевес на своей стороне, решили смельчаков взять живыми. Но в это время раздался горячий призыв тов. Халикова: «Боевые друзья! Мы дали Родине и тов. Сталину клятву только побеждать. Так бейте же гадов до последнего патрона!» Под этим лозунгом подносились снаряды из горящей машины. Истекая кровью, тов. Халиков вел огонь. Его одежда стала гореть. Снаряды кончились. Тогда он взял автомат и продолжал уничтожать противника до последней минуты, пока не иссякли силы. Вместе со своей боевой машиной и орудием, а также с двумя своими товарищами он сгорел.
В этом бою он уничтожил две пушки, 19 повозок с грузами и боеприпасами, до 120 немецко-румынских солдат и офицеров, сжег 3 автомашины противника. Тов. Халиков в боях за Родину проявил беспримерный героизм и отвагу, за что достоин присвоения звания «Герой Советского Союза»».
Есть и другие публикации о последнем в жизни сражении Халикова, авторы которых, скорей всего, додумывают подробности концовки боя, смещая его в район другого села и меняя дату.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Халикову Исламу Рахимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с ним этого высокого звания удостоились еще четыре воина 83-й обрмп, но только одному из них довелось узнать об этом и увидеть свою Золотую Звезду.
Похоронили нашего героя и членов его орудийного расчета – рядовых Игната Масалитина и Ивана Семкина – в районе гибели. Только мест предания земле почему-то называют несколько: село Байрамча (ныне – Николаевка-Новороссийская) Саратского района – в шести км от Успеновки, село Плахтиевка Саратского района – в 14 км от Успеновки и село Староказачье Белгород-Днестровского района – в 25 км от Успеновки.
Разобраться в этом перечне населенных пунктов позволяют некоторые документы, Так, в извещении о смерти Халикова, подписанном капитаном Альбещенко, который был упомянут выше, и капитаном Каменецким, а также в донесении о безвозвратных потерях указано, что Ислам похоронен на центральной площади села Байрамча. Есть даже схема этого захоронения, выполненная карандашом и, видимо, в те августовские дни. Ныне здесь возвышается большой памятник воинам-освободителям и 79 односельчанам, погибшим в годы войны, с перечнем фамилий всех погребенных, которые выбиты на нескольких мраморных плитах.
Но герой нашей статьи и два его боевых товарища на них не указаны, потому что их давным-давно перезахоронили в другое место. Благодаря сайту села Староказачье удалось выяснить, что именно здесь они фигурируют в списке погибших на войне местных жителей и воинов из других мест страны, которые сражались у Днестровского лимана и похоронены в этом селе. Правда, в данные о трех противотанкистах вкрались несколько неточностей.
Спустя 15 лет после гибели Халикова его прах перенесли из с. Староказачье в пос. Сарата Саратского района. Логика в этом акте была – ведь он последний бой и финишные часы жизни провел на территории данного района. А в 1975 году там был открыт памятник Герою, и на торжественном мероприятии присутствовал приглашенный пионерами поселка его родной брат Саеф.
Обелиски появились и на малой родине старшего сержанта. На аллее Героев в Лениногорске установлен бюст Ислама, в селе Старое Шугурово – барельеф, а на бывшем Шугуровском битумном заводе – мемориальная доска, В экспозиции музея нефти, открытого на базе завода, и школьном музее есть стенды о бывшем труженике и бывшем ученике. Одна из улиц пгт. Сарата Одесской области носит имя нашего героя. Улица Халикова есть и в г. Лениногорске РТ.
Комментарии 14