ВО ВРЕМЯ НАЛЁТА НА АЭРОДРОМ ЛЁТЧИК БРИТИКОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ВЗЛЕТЕЛ ПОД БОМБАМИ И В ОДИНОЧКУ ВСТУПИЛ В БОЙ С 9 ЮНКЕРСАМИ И 9 ФОККЕРАМИ...
Бритиков Алексей Петрович - командир эскадрильи 85-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан.
Родился 10 марта 1917 года в селе Пешково-Грецово Лаптевского (ныне Ясногорского) района Тульской области в семье крестьянина. Русский.
Окончил 10 классов.
В 1932 году переехал в Москву.
Окончил школу ФЗУ. Работал сборщиком на часовом заводе.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П.Чкалова.
С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант А. П. Бритиков в действующей армии.
С сентября 1941 года участвовал в обороне Москвы в составе 11-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО ). Летал сначала на И-16, затем - на ЛаГГ-3 и Як-1. В одном из воздушных боёв был сбит, в 100 метрах от земли выровнял горящий самолёт и выбросился с парашютом.
30 сентября 1941 года на подступах к Москве таранил вражеский самолёт.
Отличился он и в последующих боях.
Так, 27 ноября 1941 года звено истребителей 11-го ИАП в составе младших лейтенантов А. Л. Семченко и А. П. Бритикова и сержанта В. Д. Головатого обнаружив вражескую автоколонну, с первой же атаки разбомбили её. На шоссе вспыхнуло до десятка автомобилей.
На обратном пути лётчики заметили скопление танков. Снова атака и снова успех.
В итоге за один вылет звено уничтожило 8 танков, 12 автомашин и до батальона пехоты.
На следующий день Алексей Бритиков продемонстрировал и своё искусство вести воздушные бои с численно превосходящим противником. Вылетев на задание, пятёрка лётчиков, в числе которых был и Бритиков, смело вступила в бой с 14 немецкими самолётами, сбила несколько из них, заставив остальных беспорядочно сбросить бомбы и повернуть обратно.
12 декабря 1941 года 9 истребителей из состава 11-го ИАП встретили звено истребителей Ме-109 в районе Румянцево - Истра.
В завязавшемся бою старший лейтенант И. Ф. Курышёв, младший лейтенант А. П. Бритиков и сержант С. С. Батышев сбили 2 "Мессера", а 6 других наших лётчиков тем временем провели успешную штурмовку войск противника.
14 - 15 декабря лётчики - истребители ПВО провели 27 воздушных боёв и сбили 10 самолётов противника.
В одном из вылетов наши лётчики были атакованы превосходящими силами противника. В этой схватке наши пилоты сбили 6 самолётов врага, один из которых пришёлся на долю Алексея Бритикова.
Отличился лейтенант А. П. Бритиков и 4 февраля 1942 года.
В те дни войска Западного фронта продолжали вести наступательные бои в районе Юхнова. Прикрывая боевые действия наших наземных войск, лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО в течение дня провели 8 воздушных боёв и сбили 8 самолётов противника.
Одну из побед записал на свой боевой счёт и Алексей Бритиков.
К лету 1942 года, защищая столицу, он совершил 210 боевых вылетов и дважды был подбит.
В августе 1942 года в составе 11-го истребительного авиаполка, он был направлен под Сталинград.
В конце ноября 1942 года переведён в 273-й истребительный авиационный полк ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), в котором и продолжил свою боевую деятельность.
Всякое повидал на войне Алексей Бритиков.
Иногда смерть замахивалась на него с совершенно неожиданной стороны. Было с ним такое и под Сталинградом.
Вспоминает бывший лётчик 31-го Гвардейского ИАП ( бывшего 273-го ИАП ) Григорий Васильевич Кривошеев:
"Штурмовики и истребители базировались тогда на одном аэродроме. Однажды, с четвёркой штурмовиков послали пару. Ведомым шёл Лёшка Бритиков, а ведущим Валентин Шапиро.
Штурмовики проштурмовали, ребята провели воздушный бой с восьмёркой истребителей противника. Сбили 2 самолёта.
Парой !
Стали выходить на свою территорию. Штурмовики пролетели мимо аэродрома. Видать, перепугался их ведущий. Бритиков выходит вперёд, показывает, что аэродром слева, - они не реагируют. У наших кончается горючее.
Решили: "Хрен с ними - задание выполнили, сопроводили, вывели из боя". Пошли на посадку, а штурмовики полетели дальше.
Только они сели, подъезжает на "Виллисе" полковник, командир штурмового полка: "Мудаки, вашу мать, я вам доверил лучших лётчиков, а вы, засранцы, молокососы, сержанты, отдали их на растерзание ! Старшина, снять с них пистолеты. Веди в капонир, лично расстреляю !"
Старшина подходит: "Сержант, старший сержант, снимайте пистолеты". - Отдают, бросают в "Виллис". "Сейчас расстреляю !"
В это время подъезжает майор, командир истребительного полка: "Что тут происходит ?" - "А ты молчи, засранец. Воспитал своих молокососов, а они отдали на растерзание моих лучших лётчиков, я их сейчас расстреляю. А если ты будешь пищать, и тебя на хрен расстреляю !"
Лакеев, командир этого полка, майор, согнулся. Их старшина ведёт в капонир.
А в это время механик Шапиро, старше лет на 15, стоит в отчаянии. И он увидел, что штурмовики идут уже с северо - востока на аэродром.
Он вскакивает на холмик, шапку стягивает и только и смог, что крикнуть: "Командир !" - и рукой показывает - летят. Полковник хотя бы извинился - "Старшина, отдай им пистолеты".
Сел в "Виллис" и уехал.
Командир истребительного полка подошёл, обнял обоих. Прижал их к груди. Поблагодарил за хорошее выполнение задания..."
Впоследствии Алексей Бритиков воевал на Южном фронте, над Азовским морем, в Донбассе и в Крыму.
В конце июля 1943 года наши истребители сопровождали 6 Пе-2 на бомбометание с пикирования по сильно укреплённому опорному пункту врага. В районе Матвеева Кургана они встретили около 30 "Мессеров", патрулировавших на различных высотах.
Первую попытку истребителей противника атаковать Пе-2 сверху отразила пара во главе с Героем Советского Союза капитаном Петром Дзюбой.
Путь нескольким Ме-109, прорвавшимся к группе Пе-2, преградил Иван Леонов и сбил одного из них, 2 вражеских самолёта уничтожили Т. Лобок и А. Бритиков. Дзюба с дистанции 50 метров сбил ещё одного "Мессера".
Тем временем пикировщики беспрепятственно отбомбились и развернулись на обратный курс. Фашистские истребители несколько раз пытались атаковать Пе-2, но, потеряв ещё один самолёт, вынуждены были отказаться от преследования советских пикировщиков.
О воздушных схватках летом 1943 года А. П. Бритиков оставил некоторые воспоминания:
"18 августа 1943 года полк подняли на рассвете. Потрёпанный фронтовой автобус по извилистой пыльной просёлочной дороге доставил нас к штабу. В тот тихий предутренний час на аэродроме у знамени части особенно чётко звучали слова клятвы:
"Перед боевыми товарищами, перед нашим Гвардейским знаменем мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия, будем биться с врагом до последней капли крови..."
Так встретили мы первый день наступления на Миус - фронте. Перед нами была поставлена задача - прикрыть войска от ударов с воздуха. Над полем боя, по данным воздушного разведчика, находилось много "Мессеров" и бомбардировщиков противника. Ведущий группы капитан Я. Сорокин потребовал от нас держаться строем, не терять друг друга, помогать каждому, кто окажется в трудном положении.
По команде мы поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. По всполохам артиллерийского огня угадывали приближение к линии фронта. Впереди увидели несколько Ju-88 в сопровождении 10 Ме-109.
- Внимание ! Прикройте, иду в атаку ! - передал по радио Сорокин.
С расстояния метров 40 ведущий открыл огонь. "Мессер" качнулся, задымил и круто пошёл к земле. Через несколько минут ведомый Сорокина А. Орлов и ведущий второй пары также открыли боевой счёт - сбили по "Мессеру", а ведомый Мазана Г. Бескронный с первой атаки уничтожил "Юнкерса".
Через 2 часа мы получили боевое задание: сопровождать 8 Ил-2 на штурмовку танков противника.
В эту группу входили Р. Рябов, М. Гамшеев, И. Урзалиев и я. Как только миновали линию фронта, воздух рассекли трассы зенитных снарядов и пуль. Едва прорвались сквозь огненный заслон, как впереди заметили на встречных курсах 4 девятки Ju-87.
Вражеские самолёты стремительно приближались. Стало ясно, что бой неизбежен.
Я срочно связался с КП и запросил разрешения ударить по "Юнкерсам", но тут нас атаковали 4 Ме-109.
Фашисты производили одну атаку за другой. Мимо "Яков" проносились снопы разноцветных трасс. Казалось, бою не будет конца. И вдруг "Мессеры" стали уходить на запад.
По ним стали точно стрелять советские зенитчики.
Приняв удар "Мессеров" на себя, наши истребители обеспечили штурмовикам возможность атаковать Ju-87.
В тот полёт экипажи "Ильюшиных" уничтожили 7 "Юнкерсов", ещё Ju-87 сбил Гамшеев в самом начале боя. Все штурмовики вернулись на свой аэродром, а свой подбитый самолёт Михаил Гамшеев благополучно посадил в расположении советских войск..."
После службы на 1-м и 2-м Украинском фронтах, Бритиков получил назначение в 85-й Гвардейский ИАП ( ранее именовавшийся 2-м ИАП ), где летал на Як-9. Воевал над территорией Румынии и Венгрии.
25 сентября 1944 года во время налёта на аэродром взлетел под бомбами и в одиночку вступил в бой с 9 Ju-87 и 9 FW-190.
В бою сбил 2 вражеских самолёта. Затем вместе с подоспевшим дежурным звеном отогнал противника от аэродрома.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии капитан А. П. Бритиков совершил 492 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 17 и в группе с товарищами 4 вражеских самолёта.
В марте 1945 года 85-й Гвардейский ИАП был перевооружён новейшими истребителями Як-3.
За период войны Алексей Бритиков произвёл 515 успешных боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 и в составе группы 5 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед. ]
За это время он освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-9 и Як-3. Был трижды ранен, но каждый раз возвращался в строй.
Войну закончил в Чехословакии.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии капитан Бритиков Алексей Петрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 6325 ).
После окончания войны Алексей Петрович продолжал службу в ВВС.
В 1951 году окончил Военно - политическую академию.
Работал преподавателем Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат исторических наук.
С 1972 года Гвардии полковник А. П. Бритиков - в запасе.
Жил в Москве.
Скончался 30 января 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
Комментарии 14
Мужество и отвага!
Вера в свои силы и плечо друга!
Бесстрашие и находчивость!
Слава!Слава!Слава!