ИНФОРМАТОРЫ И СНЫ.
В народной культуре существует несколько способов толкования снов о животных, среди них: животное как заместитель человека собака –друг,конь –кавалер, змея-злая женщина);животное как символ болезни или смерти (лошадь, корова – к болезни/смерти). Я сосредоточусь на нарративах, в которых актуализируется последний вариант толкования. Подобные рассказы сводятся к определенным шаблонам, сближающим данную группу нарративов о снах с рассказами об «иномирных» сновидениях (термин Е.В. Сафронова), сюжетообразующим мотивом которых является контакт с представителем инобытия [Сафронов 2008: 119]. Животное, предвещающее во сне смерть (болезнь), обладает некоторыми особенностями, позволяющими рассматривать его как ипостась демонического персонажа. Поскольку задача исследования состоит в поиске общих моделей, в соответствии с которыми
происходит рассказывание и интерпретация сновидений в восточнославянской культуре,а не в анализе локальных вариантов, в работе были использованы материалы из широкого круга источников: 1) Полевых исследований автора в Полтавской области (г. Миргород, с. Любивщина, с. Зубовка,2012, 2013, 2015); 2) Данных архива кафедры устного народного творчества МГУ (Кировская, Орловская, Архангельская, Ростовская обл); 3) Корпуса текстов, приведенных в опубликованных источниках.Основной характеристикой животного, появление которого во сне предвещает смерть, является белый (реже – черный) цвет (белый конь, белая корова,белый гусь, белая коза – смерть [Гура 2012: 125]).
Чаще всего в рассмотренных рассказах о сновидениях и «устном соннике» встречался образ белого коня:"Конь як сниться – на хворобу, якщо чорний кінь – на хворобу, а білий – ще хуже,на смерть"; "Если снится черный конь -это какие-то враги, а если белый -это смерть".
Рассмотрев нарративы, в которых встречается образ белого (а также черного) коня,я пришла к выводу,что некоторые из них подходят под определение иномирных сновидений (например: белая лошадь запряженная в сани, которыми управляет покойник). Др. сюжеты, даже в случае если они понимаются информантом как символические, могут иметь некоторые общие черты с рассказами об иномирных снах, такие как: 1) яркость,реалистичность сновидения, на которую обращает внимание рассказчик 2) локус, характерный для нарративов об иномирных снах (пустынное поле).
Приснившееся белое (или черное) животное имеет некий набор «ролей»: оно может выполнять функцию вредоносного покойника (например, белый конь, запряженный в сани, увозит живых людей на «тот свет», после чего они умирают); либо проявляет агрессию к сновидцу, пугает его. Рассмотрим примеры:"И вот снится мне дядя Коля <…> Будто иду я по широкой улице к его дому,а он навстречу мне и ведет под уздцы белую роскошную лошадь <…> и вдруг я замечаю, что он мимо меня спешит куда-то… быстро очень от меня удаляется,а мне жалко еще, что не насмотрелась я на лошадь"[Садова 2004:322];
Ср.: "Потом мені ще снилося про Славку,воєнного.Несколько раз
снилося, що <…> я підхожу до нього, а він собирається і уходе<…> він йде вперед, йде-йде, впереді нього йде женщіна, в білому платьї одіта і на нього оглядається.І він за нею йде і вже не оглядається".
Оба сновидения были интерпретированы информантами как предвестники смерти приснившегося человека.Мы видим,что фабулы их
близки: сновидица встречает своего знакомого/родственника, который, не обращая на нее внимания, быстро удаляется (мотив ухода на «тот свет»), сопровождаемый в первом рассказе белой лошадью, а во втором – женщиной в белом. Данные образы синонимичны: «женщина в белом» выступает как персонификация смерти [Толстая 2012: 63], забирающая живого человека на тот свет,и белая лошадь также представлена как принадлежащее иному миру существо.
Об этом говорит и упоминание рассказчицы о том,что за год
до дядиной смерти загорелась конюшня, в которой погибла его любимая
лошадь,и вывод ее бабушки «он со своей любимицей встретился» [Садова 2004: 322], которые соотносят белую лошадь, увиденную во сне,с конкретным умершим животным.
Сближение образа белой лошади с персонификацией смерти в рассмотренном рассказе неслучайно: согласно народным верованиям, смерть способна превращаться в животное-чаще всего в белого или черного коня, корову, свинью,собаку, кошку, птицу и т.д. [Толстая 2012: 64]. Оно выражается не только в «устном соннике» и нарративах о сновидениях, но и в быличках [Виноградова, Левкиевская (в печати)]. То, что именно конь является самым частым из анималистических образов нарративах о сновидениях, предвещающих смерть, можно объяснить
связью этого животного с дорогой («сон о сборах в дорогу – к смерти»
Седакова) и похоронным обрядом [Анучин 1890]. Существует примета,что если больной говорит в бреду о лошадях,дороге,упряжи – значит,он умрет[Седакова 2004: 51–52]. При этом другие животные, в том числе фантастические зооморфные существа, которых не существует в
действительности, могут также вписываться в эту модель
интерпретации:"Двічі я боліла. Напротів автостанціі в Миргороді, на тій
стороні, два раза мені снилось шо сидить в снігу толі білий ведмедь,
толі корова,якесь животне таке, і я прохожу мімо, а воно мене хватає і
не пускає <…> А другий раз снилось що воно, навєрно, з рогами ще
було.Шо я отак от боролась-боролась, хтось ще помогав (навєрно, врачи
ж,видно), а потом схватила за роги, как хряснула об землю! Де та сила
у мене взялась? Думаю: «Я ж все-таки його поборола, невже я заболію?».
Все-таки я заболіла".В данном случае речь идет о двух сновидениях с
повторяющимся сюжетом.
Несмотря на то, что в обоих сновидениях животное не было одинаковым, женщина описывает их как продолжение одного сюжета, выделяя в череде неопределённостей и трансформаций стабильные
черты зверя,которые позволяют рассматривать его как одно и то же
существо.Для информантки значим белый цвет и поведение животного: хватає і не пускає.Появляясь в сновидениях дважды,белый зверь выступает как демонический персонаж, преследующий сновидицу,будто бы возвращаясь за ней, приходя по своему желанию к ней в сон. Образ белого зверя примечателен во многих отношениях.С одной стороны,он похож на корову, которая в «устном соннике» интерпретируется как символ болезни (корова – хвороба),а белая корова,как и белый конь, может рассматриваться как персонификация смерти,наличие рогов может также указывать на демоническую природу этого существа.
Изначально же животное характеризуется как белый медведь, сидящий на снегу.Это любопытно, поскольку в «устном соннике» нет толкования столь экзотичного для нашей культуры животного.Однако сам по себе образ белого медведя очень хорошо вписывается в фольклорные модели осмысления сновидений: некое белое
животное,обитающее в далеком, недоступном пространстве, отрезанном от нашего мира, непохожем на наш мир: белом, безжизненном, холодном
(символически это ни что иное, как иной мир). Стоит обратить внимание,
что медведь, как и конь, может рассматриваться в народной культуре как
некое сакральное и потому опасное существо (само название «медведь»
является субститутом его табуированного имени). При этом белый медведь может быть противопоставлен обычному бурому медведю как маркированное, связанное со смертью животное(также,как и белый конь).
Получается, что, с одной стороны, данный нарратив можно назвать примером символического сна: приснившийся «медведь» – символ болезни (метафора: болезнь – как скованность в теле – хватає і не пускає, опасное для жизни состояние – такое же, как попытка вырваться из лап хищника).С другой, «медведь» может выступать и как персонификация смерти, которой информантка избежала, т.к победила животное. Другими словами, «медведь» во сне – не символ, а причина болезни, демонический персонаж, который ее вызывает.
Лазарева А.А.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев