Гудериан в своих воспоминаниях пишет, что немецкие танкисты смеялись увидев крошечные по танковым меркам конструкции из железа, перед своими танками.
В первые появилось не статичное, а активное препятствие, еж не закреплялся на месте не вкапывался в землю, поэтому у немецкого танкиста появлялся соблазн сдвинуть заграждение и наезжая на него танк с лёгкостью переворачивал скромную конструкцию, еж перекатывался под танком, гусеницы теряли сцепление с грунтом и танк оказывался приподнятым над землей, в этом и заключалась главная скрытая цель изобретения. Еж свободной гранью впивался в броню снизу, а при попытке съехать назад скорость и мощь танка работала против него, разрывая острой гранью ежа броню, нанося при этом чудовищный урон. Любой танк у которого трансмиссия и коробка передач находились впереди напарываясь на еж, пробивал днище, еж неизменно разрушал трансмиссию, а Немецкий легкие танки Pz.II (Т-2) (Т-3) (Т-4), все были с передним расположением трансмиссии, поэтому естественно напарываясь на ежа они выходили из строя надолго.
Испытание ежей
Документ из архива Гориккера: 1941 года, легкий танк т 26 при первом заезде на препятствие был выведен из строя, сорван люк масленого насоса и повреждены масло проводящие трубки в результате чего масло вытекло через 3-5 минут что привело к вынужденной остановки танка.
На изготовление одного ежа уходит в среднем 280-300 кг. металла и всего полтора часа рабочего времени, на установку краном 6 минут, но чаще обходились безо всякой техники, в ручную, для этого вполне достаточно двух человек. По схеме Гориккера ежи следует расставлять в шахматном порядке это ключевое условие не выполнялось, кроме того их часто связывали колючей проволокой, а это не правильно, ежи должны свободно перекатываться, чтоб в конечном итоге оказаться под днищем танка.
ежи
Еж с танком не воюет он его задерживает, далее говорят пушки, а их то и не хватало зимой 1941 года, и пехотинцам которые находились рядом ничего не могли сделать, зачастую у них даже нет противотанковых ружей. На тех участках фронта где за ежами находились противотанковые орудия, эффективность ежей была высокой. Ежи в общем оправдали себя, если противотанковый еж устанавливался во взаимосвязи и обеспечивался огнем, установкой мин, и артиллерией. К концу ноября Гориккеру удалось исправить ошибки, связанные с боевым применением ежей, суровое время учит правильно их изготавливать и грамотно растравлять и удачно прикрывать огнем. В общей сложности при обороне Москвы используется 37.500 ежей.
Комментарии 5
Долгие годы это военно-инженерное сооружение читалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека-Михаил Львович Горрикер.
Михаил Львович — участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной — генерал-майор технических войск, начальник Киевского танкового училища.
Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.
Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не до...ЕщёМногие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встретиться инженерное сооружение, прозванное в народе противотанковый «ёж». Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.
Долгие годы это военно-инженерное сооружение читалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека-Михаил Львович Горрикер.
Михаил Львович — участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной — генерал-майор технических войск, начальник Киевского танкового училища.
Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.
Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений. Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке — превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк — стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливался, «зависая» над землёй, и его можно было подбить из противотанкового оружия. «Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии их создателя.
Кинорежиссер Владимир Гориккер, сын генерала, приложил много усилий, чтобы в Москве появилась мемориальная доска в честь его отца. «Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролет колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином.
Заключение об испытаниях
Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным...ЕщёВот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года. «Комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов. Бибдыченко, зав. отделом Обороннной Промышленности ЦК тов. Ялтанского, секретаря ГПК тов. Шамрило, Начальника Киевского Гарнизона генерал-майора тов. Гориккера, Директоров заводов: Большевик — тов.Курганова, 225 тов. Максимова, Ленкузня тов. Меркурьева и представителей КТТУ полковника Раевского и военинженера 2 ранга Колесникова провела испытания противотанкового препятствия — 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов. Гориккера.
Заключение об испытаниях
Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения.
Заключение: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждения можно широко применять в районе УРов, дефиле и особо важных направлениях».
В начале сентября 1941 года генерал Гориккер был отозван в Москву, где занимал должности начальника управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. После войны — командовал автомобильными училищами, умер в Москве в 1955. Кстати, идею наших «ежей» впоследствии использовали и немцы при обороне в 1944—1945 годах
Наши войска неудержимы в наступлении теперь в обороне Немецкие войска краснозвездные танки рвутся к Брелину, красноармейцы не верят своим глазам не может быть, Немецкие дороги ощетинились советскими ежами.
Со слов историка войны Еремеева: Немецкие войска вывезли 20.000 ежей и использовали их при обороне Берлина. Немцы настолько уверовали в эффективности русских ежей что стали устанавливать их не только на суши, но и на море в 1944 году их разместили в проливе Ламанш на мелководье у берегов Нормандии против десантных барж союзников.
Противотанковые ежи в других странах
В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж, 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешкой обороны. Чешского ежа делали из железобетона, форма у него другая, он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно бы...ЕщёИспользование противотанковых ежей Немцами.
Наши войска неудержимы в наступлении теперь в обороне Немецкие войска краснозвездные танки рвутся к Брелину, красноармейцы не верят своим глазам не может быть, Немецкие дороги ощетинились советскими ежами.
Со слов историка войны Еремеева: Немецкие войска вывезли 20.000 ежей и использовали их при обороне Берлина. Немцы настолько уверовали в эффективности русских ежей что стали устанавливать их не только на суши, но и на море в 1944 году их разместили в проливе Ламанш на мелководье у берегов Нормандии против десантных барж союзников.
Противотанковые ежи в других странах
В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж, 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешкой обороны. Чешского ежа делали из железобетона, форма у него другая, он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно было пустить всю бетонную промышленность на заливку таких ежей, но нужно было что-то быстрое и не дорогое. Руководство СССР приняло на вооружение более простую и надежную и эффективную конструкцию металлического ежа генерала Гориккера.