Саур-Могила – это особое место Донецкого края, овеянное легендами и отмеченное кровопролитными событиями, имеет уникальное расположение и конфигурацию. Изучение истории этого места в наши дни как никогда актуально, так как это место снова стало эпицентром военных действий в наши дни в связи с противостоянием украинской армии и ополчения Донбасса.
Целью этой работы является выявление фактов проявления патриотического духа солдат и их любви к родной земле на примере Саур-Могилы, а также почтение памяти воинов, давших нам жизнь.
Саур-Могила – одна из высочайших точек Донецкой области. Географические координаты: 47°55′22,75″ северной широты, 38°44′25,94″ восточной долготы. Высота кургана – 277,9 метров над уровнем моря.
Курган представляет собой остатки одного из размытых отрогов Донецкого кряжа. Курган большей частью состоит из песчаника, также попадаются друзы горного хрусталя. Верхняя часть кургана была насыпана во втором тысячелетии до нашей эры племенами срубной культуры. Насыпная часть имеет высоту 4 метра и диаметр 32 метра.
Саур-Могила видна на расстоянии 30–40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. С вершины кургана видна степь и терриконы шахт. В хорошую погоду с вершины кургана можно увидеть Азовское море, находящееся за 90 километров к югу. Высота расположена в бассейне рек Крынка и Миус. Около кургана много балок и небольших речек бассейна реки Миус. Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж».
С 1941 по 1943 год Донбасс был оккупирован немецкими войсками. В течение двух лет в окрестностях Саур-Могилы велось строительство оборонительных сооружений первой линии Миус-фронта. Саур-Могила – господствующая высота, имевшая важное тактическое значение. На оперативных штабных картах немцев она была обозначена, как высота с отметкой 277,9 метра. На вершине располагался наблюдательный пункт 6-й армии вермахта (группа Холлидт).
В 6 часов утра 17 июля артиллерийской подготовкой началось наступление. За первый день войска 5-й ударной после тяжелых боев продвинулись всего на 2–6 километров. 18 июля они вышли на рубеж Степановка, Мариновка, которые севернее Саур-Могилы. На правом берегу Миуса образовался плацдарм примерно 10 километров в глубину и столько же в ширину. В состав занятого плацдарма входила и высота 277,9 («Саур-могила»).
Для ликвидации угрозы немецкое командование срочно перебросило танковые части с других участков южного направления. В частности, из-под Харькова были переброшены в район Степановки танковые дивизии СС «Дас Райх» и «Тотенкопф».
Немецкие контратаки начались 29 июля. На Степановку наступала дивизия «Тотенкопф». Советские войска создали в окрестностях села мощный оборонительный рубеж, оснащенный большим количеством противотанковых орудий 76,2 мм, минными полями и проволочными заграждениями. Упорные бои продолжались 30 и 31 июля. Части СС несли тяжёлые потери, но продолжали атаковать. За ходом боев у Степановки внимательно следил сам командующий южным флангом Восточного фронта фельдмаршал Э. фон Манштейн. 31 июля Манштейн прибыл в штаб командующего 6-й армией Холлидта и приказал прекратить атаки, поскольку танковые части СС остро требовались на других участках фронта. Однако командир танкового корпуса СС П. Хауссер настоял на завершении начатого. Штурм высоты начался 1 августа в 04:00. После артподготовки с применением реактивных миномётов и под прикрытием дымовой завесы на высоту устремились гренадеры СС. Последовал многочасовой рукопашный бой, в результате которого к 16:00 советская пехота была вытеснена с вершины. Однако уже через несколько минут началась советская контратака силами нескольких стрелковых полков. Лишь удар пикировщиков «Штука» и пулемётный огонь нескольких подоспевших немецких танков помешал советским воинам вновь занять высоту.
Упорные бои с участием крупных танковых и моторизованных сил с обеих сторон шли и на других участках плацдарма. В результате к 1 августа противнику удалось ликвидировать прорыв и вновь выйти на рубеж реки Миус в районе сёл Куйбышево – Дмитровка. На несколько недель на Миус-фронте наступило затишье.
Повторный штурм Саур-Могилы советскими войсками был начат в связи с Донбасской наступательной операцией, проходившей с 13 августа по 22 сентября 1943 года. 18 августа 1943 года в 06:00 по московскому времени в штурме участвовали части 96-й гвардейской Иловайской стрелковой дивизии, которой командовал гвардии полковник Семён Самуилович Левин. Штурму предшествовала двадцатиминутная артподготовка с использованием всей дивизионной артиллерии и залпы дивизиона «катюш». Также была использована воздушная поддержка «Илов». 295-й стрелковый полк занял высоту 183,0, чем нарушил оборону противника. 29 августа после артналёта советские войска почти захватили вершину, но контратака немцев в направлении хутора Саурмогильский (теперь село Сауровка) с участием огнемётных танков и САУ оттеснила нападавших.
В ночь с 29 на 30 августа дивизионная разведка под командованием младшего лейтенанта Шевченко с третьей попытки обошла заслоны неприятеля и установила на вершине красный флаг. Немцы 12 раз атаковали отряд на вершине. Отряд удерживал свои позиции в течение суток, дав возможность перегруппироваться нападающим. Чтобы не попасть под артобстрел, бойцы сделали из окровавленной рубашки лейтенанта Шевченко флаг и обозначили своё присутствие. Высота была взята утром 31 августа.
Одно из самых страшных впечатлений штурмов тех дней у бойцов – как они ползли по скатам вверх, к дзотам – а немцы выбрасывали из амбразур гранаты. Вид катящейся сверху навстречу, подпрыгивающей гранаты, ожидание, когда она разорвётся – у твоей ли головы, на спине ли, или на соседе – остался кошмаром у многих выживших участников тех боёв… Для защиты от пуль и осколков залёгшие на склонах бойцы использовали тела своих убитых товарищей… «Кто хоть однажды видел это – тот не забудет никогда…».
Через несколько дней после занятия высоты из близлежащих сёл были мобилизованы местные жительницы. Им были выданы марлевые повязки на лицо, и они три дня собирали трупы павших при атаках 28–31 августа. Тела на жаре уже разлагались. После сбора трупов они были уложены в штабеля и сожжены, останки (кости) захоронены где-то перед высотой, со стороны пропитанного кровью южного склона. Данные на погибших рядового и сержантского состава не устанавливались, место захоронений останков после кремации не было отмечено и ныне неизвестно.
Памятник на Саур-Могиле был поставлен сразу же после окончания войны.
#ПамятникиИМогилыВов
Нет комментариев