Согласно традициям, для настоящей чайной церемонии требуется настоящий чайный домик в чайном садике. И то, и другое условие стремятся соблюсти далее те японцы, которые имеют очень скромный достаток. Дело в том, что сам ритуал церемонии начинается с прохождения по саду. Уже в ходе этой неспешной Црогулки человек готовится к спокойному и приятному чаепитию, оставляя в саду все житейские и рабочие проблемы.
Непременное условие - омывание рук и полоскание рта (в сельской местности - у колодца). Во рту не должно быть прежних вкусовых ощущений, чтобы по-настоящему насладиться ароматным чаем.
Вход в чайный домик должен быть не выше 90 см, чтобы каждый входящий поклонился, и все присутствующие почувствовали себя равными. Единственным украшением внутреннего помещения служит икебана. Перед чаепитием гостям нередко предлагают нечто похожее на веер – тончайшая рисовая лепешка, украшенная рисунками, которая по вкусу напоминает сахарную вату или сладкий поп-корн.
3 принципа чайной церемонии: чистота, тишина и гармония человека и природы. Они необходимы для медитации и просветления личности.
Японская чайная церемония - это культ элегантной простоты, вежливости и эстетического подхода, идеальным образом сосредоточенный вокруг чаепития. В книге "Самураи. Военная история" Стивен Тернбулл пишет, что властитель Хидэе-си, под чьим началом Япония объединилась в государство, лучше многих других понимал, что чайная церемония - это способ влиять на людей и приобретать друзей. Ему мы обязаны тем, что чайная церемония превратилась из модного времяпрепровождения в истинный культ и в средство для усмирения духа.
Чай появился в Японии в IX веке, но настоящая культура чаепития развилась 300 лет спустя. В период Камакура хороший чайный лист высоко ценился и стоил очень дорого. Кувшин чая иногда давали в награду воинам, совершившим какой-нибудь необычный подвиг, и они собирали друзей и родственников, чтобы разделить с ними драгоценный дар. Это событие, возможно, и положило начало чайной церемонии.
С самого начала чай был тесно связан с учением Дзэн. И чаепитие, и Дзэн предполагали спокойное размышление о простых вещах, а учителя Дзэн еще раньше открыли, что чай помогает при медитации, действуя как умеренный стимулятор. Японское пристрастие к формализму и церемониалу привело к разработке "правил" церемонии...
Принадлежности для чайной церемонии высоко ценились, а изделия наиболее прославленных гончаров стоили очень дорого. Чайник, сделанный известным мастером, считался подчас более ценной наградой, чем хороший меч.
Некоторые воины, конечно, продолжали с подозрением относиться к чайной церемонии. Приближенный Хидэеси Курода – Еситака как-то заметил, что наслаждение чаем – не дело для самурая. "Это рискованно, – сказал он, – когда хозяин и гости сидят так близко друг к другу без оружия". И его замечание не было лишено основания – некоторые замышляли убийства во время чайной церемонии. По преданиям, один знаменитый мастер чая однажды парировал удар меча своим чайным ковшиком.
Многие чайные истории напоминают притчи Дзэн. Как-то раз один из любимых героев автора – великий дайме северного Хонсю Дата Ма-самунэ, известный своей сдержанностью, рассматривал особо ценную чайную чашку. Дайме так увлекся, что едва не уронил ее и невольно вскрикнул. Это так устыдило этого мужественного и невозмутимого человека, который мог, не дрогнув, вступить в любое сражение, что дайме, желая победить собственные чувства, схватил чашку и с размаху бросил о камень, разбив на тысячу осколков...(c)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев