Тугач –печальная земля
Идея посетить Тугач у слушателей факультета «Краеведение» народного университета «Активное долголетие» зародилась не так давно. После посещения многих интересных в краеведческом смысле мест за семь лет, что существует университет, как-то естественным образом определился круг географических пунктов в соседних районах восточного региона нашего края.
Например, слушатели университета несколько раз были в Саянском районе, в его административном центре селе Агинском. Но вот в деревне Тугач не приходилось быть. Но наконец-то натиск коронавирусной инфекции чуть-чуть ослаб. Группа слушателей университета вместе с представителями юнармейского движения в нашем городе во главе с начальником штаба Дмитрием Сиговым заполнила все 19 мест в автобусе и двинулась в сторону Саянского района в деревню Тугач. Было опасение, что погода может испортить поездку или совсем (как уже однажды было) её отменить, но день выдался тёплый. Вопреки предсказаниям синоптиков о сильном ветре и утро, и день были спокойные.
Сто тридцать пять вёрст до деревни проехали быстро. До районного центра-- села Агинское – примерно сто километров хорошего асфальта. Дальше, за исключением короткого асфальтированного участка, грунтовая укатанная дорога. В десять часов мы подъехали к деревне Тугач, с которой хорошо просматривалась бескрайняя таёжная даль, простирающаяся в южном направлении. Вдали над горизонтом виднелись заснеженные вершины Саян. Деревня Тугач была основана в 1935 году бок о бок с деревушкой охотников Капитоново. Деревня маленькая, удалённая от районного центра, в ней отсутствует сотовая связь, но она не производит впечатления заброшенности. Аккуратные домики смотрят в мир современными пластиковыми окнами, чистые улицы, снуют современные автомобили, встречаются квадроциклы, разномарочные вездеходы. У двухэтажной деревянной местной средней школы нас встретила учительница истории Валентина Борисовна Маркова. Она коренная жительница деревни. Принадлежит к учительской династии: её дед и бабушка многие годы учительствовали в этой школе. Школа была образована как начальная в 1934 году, а с 1940 года стала семилетней и директором её стал дед Марковой. В этой должности он был до 1959 года. Школа получила статус «средней» в 1955 году. Сама Валентина Борисовна уже двенадцать лет ведёт уроки истории. А с 2018 года, когда был открыт мемориал Тугачинского отделения Краслага, она стала экскурсоводом.
Её рассказ об истории Тугачинского отделения ГУЛАГА начался со школьного музея, продолжился уже на территории бывшего лагеря. Тугачинское отделение было создано в декабре 1938 года. Оно входило как более мелкое структурное подразделение в систему Краслага, известного как Управление п/я 235, созданного в январе того же года. Управление лагеря до 1948 года находилось в Канске, потом его перевели в Решоты. Отделения, командировки Краслага были расположены в таёжных районах юго-восточной части края на территории Канского, Иланского, Нижнеингашского, Ирбейского, Саянского районов. Все они были созданы с одной целью – добычей леса.
Страна остро нуждалась в деловой древесине. Мелкие структурные подразделения Тугачинского отделения – отдельные лагерные пункты (ОПЛ) и командировки размещались поближе к месту работы в десятке километров в саянской тайге вокруг деревни Тугач. В ней же находился штаб и всё начальство отделения, все лагерные службы. Если в лагерных пунктах и командировках на лесоповале численность заключённых была от шестисот и до двухсот человек в каждом из них, то в лагере, расположенном в самой деревне Тугач, число сидельцев доходило до 4,8 тысяч зека. А в целом же по отделениям в Тугаче и Степановке (Ирбейский район) за колючей проволокой находилось по некоторым данным семь тысяч, по другим источникам – двенадцать тысяч зека. Стоит отметить, что в сороковых-пятидесятых годах на территории Ирбейского и Саянского районов, где находились ОЛП и командировки, число их достигало 25 зон. Сегодня от этих печальных мест уже ничего не осталась. Только названия на старых топографических картах да в народной памяти. Вот несколько из них – Амбарчик, Верхняя Жидерба, Игиль, Новая Жидерба, Старая Жидерба, Кандалка, Мамза, Марьин клин, Матвеев ключ, Орье, Самсоновка, Степановка, Улье…
Ничего не осталось от лагеря и в Тугаче. В сопровождении экскурсовода мы прошли всю территорию бывшего Тугачинского лагеря. Побывали на дамбе, сооружённой зека для создания водоёма (его давно нет ) на речке Тугач. С него сплавлялся лес по речке до слияния её с Каном. Побывали и на кладбище, где хоронили лагерных горемык. Давно уже нет ни знаменитых колышков с номером безымянных зека. Никто не знает, сколько несчастных нашло здесь свой последний приют. Под тенью густого ельника, плотно закрывшего кладбище, могильные холмики уже давно исчезли, на их месте едва угадываются небольшие ямки от них.
Прежде всего, с лица земли исчезли жилые бараки, в которых десятки лет томились заключённые. Заключённые, как потом выяснилось в ходе нескольких реабилитаций, проведённых по инициативе партии с 1956 года по 1989 год, оказались невиновными. Речь идёт о бывших политических заключённых по печально знаменитой статье 58 УК РСФСР. А их в лагерях Тугачинского отделения было больше половины, временами доходило до 70 процентов всех невольников, среди которых были учёные, партийные, комсомольские работники, военные, инженеры, врачи, священники, рабочие, крестьяне. Были представители творческих профессий: писатели, поэты, артисты, художники, музыканты. Всё это люди образованные, эрудированные, с активной жизненной позицией в свободной жизни. Здесь же, в Тугаче, все они были «враги народа». После XX съезда КПСС в 1956 году начался активный период реабилитации жертв политических репрессий. Только за период с 1956 года по 1960 год было реабилитировано 2 млн. бывших осуждённых. Второй этап реабилитации начался в конце восьмидесятых годов. По инициативе руководства партии 28 сентября 1987 года при Политбюро ЦК КПСС была создана Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями в период 30-х годов и начала 50-х годов.
Председателем Комиссии был назначен член Политбюро ЦК КПСС М.С. Соломенцев (через год председателем вместо Соломенцева был назначен Секретарь Политбюро ЦК КПСС, академик А.Н. Яковлев). В комиссию входили и руководители силовых структур – В.А. Крючков (председатель КГБ), В.М. Чебриков (председатель КГБ), Б.К. Пуго (председатель КПК при ЦК КПСС). По итогам работы Комиссии её председатель А.Н. Яковлев озвучил число реабилитированных после смерти Сталина. Цифра «необоснованно репрессированных жертв» составила более 4 млн. человек. Из всех репрессированных погибло более 10 миллионов человек. После распада СССР (уже при Президенте РФ) Комиссия продолжила свою работу. В печати было сообщение, что на 1-е января 2009 года было реабилитировано ещё почти 685 тысяч граждан России.
Экскурсия закончилась у памятника жертвам политических репрессий в Тугачинском лагерном отделении Краслага. Стоя у стелы, я неожиданно подумал о том, что в названии лагеря слышится какое-то созвучие с старорусским юго-западным словом Туга, которым называли горе, печаль, скорбь, тоску, кручину. Может, это и не так, а название Тугач осталось от местных племён, живших в этих местах до прихода русских. Учёные пока не сказали своё последнее слово. Но земля эта, пропитавшаяся страданиями тысяч несчастных людей, их неизбывной тоской, печалью, горем вызывает сегодня такие скорбные ассоциации. Делясь своими впечатлениями, экскурсанты, а среди них оказались и те, у кого родственники пострадали от подобных репрессий: у одного деда, трудолюбивого крестьянина, расстреляли в Канской тюрьме, у другого отец отсидел в лагере тринадцать лет…, поделились одной тревожной мыслью: не дай Бог, что бы это страшное время вернулось обратно. А для этого надо знать своё прошлое, даже если оно неприятно и пугает. Знать, чтобы не повторилось. Единодушно сошлись на том, что о страшных страницах нашей истории особенно надо знать молодёжи, юным. А то пройдёт время, уйдёт нынешнее поколение, рождённое при СССР, канут в Лету страшные страницы истории 30-х –50-х годов, уйдёт в безвестность память и беда опять вернётся. Ведь всё течёт, всё меняется. Может случиться так, что исчезнет деревня с лица земли (в 2010 году её население составляло 530 человек, а сегодня уже 460 жителей), закроется местная школа (такая мрачная перспектива также не исключена). В школе сегодня 27 учеников. Уже нет ни 4-го класса, ни 10-го. Уйдут в небытиё и люди, знающие историю своей малой родины, всё порастёт быльём, бесследно исчезнет память об этой скорбной странице в истории их маленькой деревни и страны, в которой жили их предки. Тогда ничто не помешает реанимироваться Злу. Надо беречь память о своих ошибках, чтобы избежать их в будущем.
Анатолий АФАНАСЬЕВ,
декан факультета
«краеведение»
народного университета
фото Дмитрия СИГОВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев