Как работают службы примирения в школах.
Чем занимаются медиаторы в российских школах и есть ли результат от их работы, узнал корреспондент STAV.AIF.RU .
Любой ребёнок может подать медиаторам анонимную записку с данными о том, что в таком-то классе конфликт.
На днях в соцсети попало очередное пугающее видео с участием подростков. Школьницы из Будённовска жестоко избивали сверстницу, а стоявшие рядом школьники это снимали.
На Ставрополье школьницы жестоко избили сверстницу.
В Кисловодске 14-летний подросток недавно ранил ножом 12-летнего ученика другой школы. Мальчишки давно враждовали, но взрослые, зная об этом застарелом конфликте, делали вид, что ничего серьёзного не происходит. В конце концов старший мальчик напал на младшего с ножом и сильно его поранил.
Психологи и педагоги констатируют: школы захлестнули конфликты, которые всё чаще перерастают в жестокие драки. Может ли школьная служба медиации решить эту проблему, выяснял STAV.AIF.RU .
Энтузиастов не хватает
«Подростки сильно перегружены, - считает учительница информатики из школы №20 Ставрополя Алина Кравцова. - У них очень много и школьных, и внешкольных занятий. Ребята почти на всех уроках сидят и очень устают. Не всегда в школах учитывают и возрастную психологию, не хотят мириться с гормональными изменениями и их влиянием на подростков. А соцсети - это своего рода отдушина для их агрессии».
Одним из средств предупреждения школьных конфликтов эксперты считают школьную медиацию или, иными словами, школьные службы примирения.
В Ставропольском крае этот общественный институт работает уже пять лет.
«Сейчас почти в каждой школе созданы службы примирения, а в помощь им работают более 600 школьных уполномоченных по правам детей, – рассказывает детский омбудсмен при губернаторе Ставрополья Светлана Адаменко. – Школьным уполномоченным в учебном заведении может быть только взрослый. Как правило, омбудсменов в школах выбирают из учителей, психологов, социальных работников и т.д. А в службу примирения включают как взрослых, так и детей. К сожалению, реальная отдача – пока лишь от 30% служб. Это связано с тем, что далеко не везде есть желающие этим заниматься. Нужно активнее пропагандировать это начинание, вовлекать в эту деятельность детей».
По словам Адаменко, каждый год для представителей таких служб проводят семинары, на которых разбирают реальные школьные конфликты. Появились уже и тьюторы, обучающие основам медиации.
Опыт для волонтёров
В лицее №10 Ставрополя медиаторы работают уже три года. Службу примирения возглавляет учительница истории Олеся Хазова.
«Мне помогают волонтёры – несколько старшеклассниц, – рассказывает Олеся Григорьевна. – Поскольку школа у нас небольшая, о большинстве конфликтов узнаём оперативно. Наша главная задача – убедить учеников в том, что этой службе можно доверять. Думаю, нам удалось этого достичь, поскольку всё чаще дети к нам обращаются сами. Недавно разбирали скандалы в двух седьмых классах. В одном случае повздорили девочки, в другом – мальчики. Трения возникли из-за обидных прозвищ. Если есть необходимость, звоним родителям, но, как правило, достаточно бывает просто бесед с каждой из конфликтующих сторон».
Волонтёров для этой работы привлекают и в других школах Ставрополя.
«Когда в нашей школе предложили на выбор разные направления волонтёрской деятельности, я без сомнений выбрала службу примирения, – говорит 11-классница одной из школ Ставрополя Ангелина Коваленко. – Собираюсь учиться на психолога, и, думаю, этот опыт мне очень пригодится».
По словам Ангелины, она уже участвовала в примирении двух одноклассников. Ссора вспыхнула прямо на уроке, а причиной её стала неудачная шутка одного из юношей по поводу внешности другого. На большой перемене разобрали конфликт с участием школьного уполномоченного и психолога. Мальчишек удалось быстро помирить.
«У нас службу примирения возглавляет президент школы - 10-классница Анастасия Осипова, – рассказывает директор школы №30 г. Михайловска Людмила Петренко. – А входят в неё и взрослые, и дети.
Любой ребёнок может подать медиаторам анонимную записку с данными о том, что в таком-то классе конфликт. И тогда подключаются медиаторы».
По словам Людмилы Ивановны, однажды в службу примирения вызвали двух девятиклассников, которые стали врагами, не «поделив» девушку. После беседы они простили друг друга. Впрочем, пока обращений в службу примирения немного. Ребята предпочитают не выносить сор из избы, самостоятельно разбираться со скандалами в своих классах.
Помощь станет бизнесом?
У новшества немало и противников.
«В нашей школе медиаторы работают только на бумаге, – говорит Алина Кравцова. – Чиновники от образования постоянно требуют от нас отчёты об этой службе, и это раздражает. На самом деле мы, конечно, занимаемся воспитательной работой.
Но нужны ли такие структуры? По моим наблюдениям, с конфликтами, которые вспыхивают между учениками, в состоянии справиться классный руководитель и школьный психолог. Если они, конечно, настоящие профессионалы и работают по призванию. Кстати, в нашей школе именно психолог исполняет обязанности уполномоченного по правам ребёнка и отлично с ними справляется».
Сегодня дети осваивают Интернет очень рано, поэтому родителям важно вовремя рассказать им обо всех опасностях Сети. «Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроляПодробнее
«Я – против таких структур, – делится мнением учредитель общественной организации «Родительский комитет» Александр Джамбатов. – Это вторжение в личную жизнь ребенка и его семью. К тому же, как правило, службы примирения возглавляют учителя. Они и без того очень загружены, а тут ещё и эта обязаловка. Разве их сил хватает на то, чтобы досконально разобраться в той или иной проблеме?
Нам, конечно, преподносят службы примирения как некое благое начинание, призванное помочь детям. Но в ближайшем будущем, думаю, школьная медиация станет бизнесом. Думаю, появятся НКО, которые будут зарабатывать на этом деньги». http://www.stav.aif.ru/society/education/bolshe_ne_deris_kak_rabotayut_sluzhby_primireniya_v_shkolah

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев