Иностранные машины попадались разные, но чаще – немецкие. Их было много и в столице, и в крупных городах, и даже на периферии. Причем в провинции зарубежные модели обычно сохранялись лучше и жили дольше.
Форма – повседневная
Поголовье трофейных автомобилей условно делилось на массовые, крупносерийные и дорогие, а также роскошные (иногда действительно эксклюзивные) модели.
Вполне обычные советские люди годами ездили на Opel Olympia, Kapitan или Kadett – последний логично путали с «Москвичом-400», скопированным с немецкой машины. Сюда же относились BMW 321 и 326, а также оригинальные – переднеприводные и компактные – Adler и DKW. Кстати, остряки расшифровывали DKW как «дурак, кто выдумал».
Ведь модели серии F (а их было большинство) оснащали двухтактными двигателями, которые старательно дымили. Тем не менее отдельные экземпляры в хороших руках оставались на ходу вплоть до начала 1980-х.
Не пафосный, но очень редкий заднемоторный Mercedes-Benz 130Н. Таких машин с 26-сильным двигателем 1,3 л сделали с 1934 по 1936 годы всего 4298 штук.
Даже наиболее массовые седаны Mercedes-Benz моделей 170V, 200, 230 семейств W143 (как у Штирлица) и 320 примелькались так, что внимание на них обращали разве что самые фанатичные любители древностей.
Редчайший (сделано всего 22 экземпляра) переднеприводный Adler Trumph 1E с кузовом ателье Buhne с самодельной пластиковой крышей вместо тента. Фото 1986 года.
Больше публику привлекали кабриолеты, хотя встречались они редко. К слову, некоторые владельцы открытых автомобилей ради удобства пристраивали на них (о, ужас!) самодельные крыши.
Элитные сорта
Ярко выделялись на советских дорогах роскошные, большие, мощные автомобили: Mercedes-Benz самых престижных моделей вплоть до флагманской 770, Horch и Maybach заставляли оборачиваться вслед. Сразу после войны такие машины, как правило, попадали в руки представителей элиты общества – в качестве личного, а иногда и служебного транспорта.
Maybach SW 38 в московском дворе. Вероятно, именно этот автомобиль, помимо прочих «Майбахов», нынче хранится в уникальной и непубличной коллекции в Климовске.
На трофейных красавцах возили высокопоставленных военачальников, ученых, артистов.
— Четыре трофейных автомобиля, включая лимузин Horch 951А и два «Мерседеса», имелись в хозяйстве знаменитой певицы Лидии Руслановой и ее мужа генерала Владимира Крюкова.
— На таком же Horch 951 возили академика-автомобилиста Евгения Чудакова.
— В Horch 853 на послевоенные стройки доставляли именитого архитектора Алексея Щусева.
— Говорили, что первым владельцем редчайшего, одного из четырех сделанных специально для гонок в Италии спортивного BMW 328 Mille Miglia был конструктор Артем Микоян.
Считали, что именно этот Opel Kapitan c кузовом известной фирмы Glaser принадлежал после войны секретарю Сталина Александру Поскребышеву. Позднее автомобиль не только выезжал на ретро-парады, но и служил новому владельцу в обычной жизни. Затем ушел в Ригу и стоял в «Мотор-музее».
Но уже вскоре после Великой Отечественной ездить, по крайней мере, на людях на трофейных автомобилях стало не очень прилично. Особенно государственным служащим. Вдобавок к «Победе» и ЗИС-110 появился ЗИМ. Генералы и прочие владельцы классных иномарок стали продавать их по дешевке, а то и просто дарить своим шоферам, помощникам, обслуге. Некоторые роскошные машины оставались еще в элитных дачных гаражах, однако многие оказывались в руках простых смертных. В 1960-х, уже после денежной реформы, Horch можно было купить тысячи за две советских рублей, а BMW – чуть ли ни за пятьсот! Это при цене «Волги» около четырех тысяч.
Комментарии 1