Экипаж танка «КВ» 392-го танкового батальона в составе командира роты лейтенанта Александра Степановича Коробова, старшего механика-водителя Фёдора Алексеевича Тарабана, командира орудия старшего сержанта Николая Рублёва, младшего механика-водителя Василия Благоразумного и радиста Дмитрия (фамилия неизвестна) получил приказ наступать на рощу Фигурную. Враг подготовил мощную оборону: противотанковые ежи из трамвайных рельсов, траншеи и плотный артиллерийский огонь.
В этой атаке танк был подбит. Лейтенант Коробов был тяжело ранен и вскоре попал в плен. Остальные члены экипажа погибли, кроме Фёдора Тарабана. Уверенный в гибели командира, он заперся в подбитом танке. Начались 20 дней осады. В его распоряжении было лишь четыре рыбины, банка консервов, около килограмма хлеба и вода из радиатора. Неимоверным усилием воли Тарабан переносил голод, жажду и страх.
Вот что вспоминал сам Фёдор Алексеевич: «Наши войска в районе СХИ вели наступательные бои. … Моторы обоих "КВ" взревели почти одновременно. Огромные машины двинулись в сторону рощи. Песчаный грунт не позволял идти на большой скорости. И всё-таки танки, на ходу ведя прицельный огонь, быстро достигли траншей противника. "Проутюжив" их, двинулись дальше. Вражеские противотанковые пушки открыли шквальный огонь».
Тарабан увидел, как из головного танка вырвался чёрный дым – капитан Лавров и его экипаж погибли. В тот же миг их «КВ» тряхнуло от удара в гусеницу, машина потеряла управление, снаряд повредил башню.
– Я заглушил мотор, – вспоминал Фёдор Алексеевич. – Ребята выбрались из танка.
Тарабан вылез последним. Услышал стон Коробова, и сразу – автоматная очередь. Рублёв, раненый, успел бросить гранату и упал. Благоразумный замер, скошенный пулей. "Дима!" – только и успел крикнуть Тарабан, как раздался выстрел. Всё произошло мгновенно. Друзья погибли. Тарабан успел захлопнуть люк – началась осада.
12 августа 1942 года бойцы 107-й стрелковой дивизии освободили героического механика-водителя. После лечения Фёдор Алексеевич Тарабан (1921-?), уроженец с. Октябрьское Груньского района Сумской области Украинской ССР, вернулся в строй, дошёл до Кракова и демобилизовался в звании капитана.
После войны он жил в Каменец-Подольске, работал на электростанции. Был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1952 году – медалью «За боевые заслуги», в 1956 году – орденом Красной Звезды (наградные листы в открытом доступе отсутствуют).
К сожалению, пока не удалось установить точные данные остальных членах экипажа этого «КВ». Вот, что удалось выяснить из открытых источников:
Командир танка лейтенант Александр Степанович Коробов (1918-?), уроженец с. Дроново Карачевского района Брянской области, был тяжело ранен в бою и взят в плен 26 июля, позднее он был освобожден.
Николай Рублев (1917-1942), уроженец с. Шурма Кировской области, погибший 21 июля 1942 года под Воронежем, и Василий Благоразумный (1921-?), уроженец с. Обуховка Братского района Николаевской области Украинской ССР, пропавший без вести. Можно предположить, что эти люди могут быть членами экипажа Федора Тарабана. Про радиста Дмитрия нам ничего неизвестно.
Благодаря воспоминаниям Ф.А. Тарабана мы теперь знаем, что заместитель командира 392-го танкового батальона капитан Василий Александрович Лавров (1913-1942), уроженец п. Савино Ивановской области, не пропал без вести, как числится до сих пор, а погиб в этом бою вместе со своим экипажем.
Фёдор Тарабан выжил, чтобы продолжать сражаться. Его история – это не просто рассказ о выживании, но и о несгибаемой воле, мужестве и стойкости советского солдата. Он доказал, что даже один человек может противостоять врагу.
https://vk.com/club68489?w=wall-68489_450745#ВеликаяОтечественная
Нет комментариев