Унылая, бескрайняя тундра, кое-где поросшая чахлыми лиственницами. Осень. Тянутся одинаковые волны сопок. Позолоченные на переднем плане, они постепенно тускнеют и теряются в студеном голубом просторе. От них веет холодом и безлюдьем.
- Давай снимем панораму, - предлагает режиссер. - С нее мы начнем наш фильм.
- А зачем? - возражает оператор. - Посмотри, какой невыразительный пейзаж. Что тут снимать?
Оператор не подумал, что в этой "невыразительности" и есть та выразительность, которая нужна режиссеру. Панорама по пустынному пейзажу как бы скажет зрителю: "Эти просторы никогда не слышали гудков паровоза и перестука вагонных колес. А теперь...". И режиссеру будущего фильма уже на месте съемки ясно, что потом нужно снять кадр, в котором над редким частоколом золотистых осенних лиственниц появится стрела путеукладчика с очередным звеном рельсового пути, которое опустится на готовую насыпь. Так начнется фильм о северной ветке БАМа. И в подсознании зрителя на всем протяжении фильма будет храниться образ бескрайних просторов, которые, не присутствуя на экране, все равно будут окружать героев каждого эпизода: мостовиков, взрывников, бульдозеристов, монтеров пути. Емкий, запоминающийся кадр можно было создать только панорамой, которая, растянув изобразительную информацию во времени, скажет о протяженности пространства. Это впечатление, сохранившись в подсознании зрителя, обогатит последующий материал, несмотря на дистанцию, разделяющую эпизоды монтажного ряда.
Попав на горные склоны Станового хребта, режиссер и оператор впервые увидели скудный пейзаж (естественно, в сценарном плане документального фильма не было обозначено, что именно с этой точки они должны снять именно эту обзорную панораму).
- Что вижу, то пою... - ехидно сказал оператор.
- Нет, - возразил режиссер. - Пою то, что вижу!
Оператор пожал плечами. Он явно не хотел понять разницу между этими вариантами.
- Ты пойми, - убеждал режиссер, - дело в том, что не авторское насилие должно подгонять жизнь под замысел. В документалистике мастерство заключается в умении увидеть жизненный факт, проанализировать его на ходу и, поняв его значение, извлечь из него материал для изобразительной модели, которая...
- Слова, слова и слова, - мрачно сказал оператор.
- Позиция! - сказал режиссер. - И, кстати, единственно верный путь для отражения жизненной правды!
"Нет, - думал режиссер, - я с этим оператором больше работать не буду".
Источник: Медынский С.Е. Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста. Учебное пособие - Москва: ВГИК, 2003.- 74 с.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев