Наши любимые песни военных и первых послевоенных лет — общая память нескольких поколений. Эти мелодии и стихи помогают лучше понять и события грозной эпохи, и чувства людей, на долю которых выпали тяжкие испытания. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Чёрно-белые кадры хроники по телевизору, марширующие колонны солдат, уличные громкоговорители июня 1941-го — и неостановимый, как девятый вал, рокот праведного гнева. В этой тяжёлой поступи и звучании многоголосного хора уже в первые дни войны был вынесен приговор захватчикам.
Песня родилась быстро, под влиянием импульса. Текст «Священной войны» авторства Василия Лебедева-Кумача был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда» 24 июня 1941 года. И уже 26 июня войска уходили на фронт с Белорусского вокзала под мелодию Александра Александрова. С осени 1941 года «Священная война» начала звучать по радио ежедневно, сразу после утреннего боя курантов Кремля. Напоминая, что каждый день приближает страну к неизбежной победе.
Прообраз «Синего платочка» — мелодия пианиста Ежи Петербургского, которую в 1939 году исполнил в Москве польский джазовый оркестр. На концерте присутствовал поэт Яков Галицкий, написавший первый вариант стихов прямо на месте.
На тот момент это был лишь лирический шлягер о расставании пары влюблённых. Но уже в 1942 году Лидия Русланова исполняла «Синий платочек» перед бойцами на передовой с новым текстом, в котором в прощании угадывались проводы на фронт.
Поэт Борис Ковынев предложил вариант со знаменитыми строками «Двадцать второго июня ровно в четыре часа...», а Клавдия Шульженко исполняла «Синий платочек» с хрестоматийным текстом сотрудника военной газеты Михаила Максимова, в котором «строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».
«Офицерский вальс» был написан поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным в 1943 году, когда оба ехали на поезде из Сталинграда в Елец. Фрадкин исполнял новую песню на полустанках на аккордеоне. В результате уже под Ельцом авторы услышали своё же сочинение, но уже в исполнении бойцов!
В основе песни — стихотворение Долматовского «Танцы до утра», опубликованное в феврале 1942 года и вдохновлённое рассказом лётчика, который познакомился с девушкой по имени Зина на танцевальном вечере, но был вынужден расстаться с ней.
«Офицерский вальс» ждала непростая судьба. Уже во время войны он превратился в «Случайный вальс», поскольку описанная в нём ситуация мирной передышки между боями была близка не только офицерам, но и рядовым. После войны вальс не тиражировался и вернулся к слушателям только в эпоху хрущёвской оттепели.
Широкую популярность «Смуглянке» обеспечил фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» (1973). Но песня гораздо старше. Она была написана поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым в 1940 году в качестве эпизода сюиты в честь красного командира Григория Котовского. И несколько раз была отвергнута цензурой по причине легкомысленности.
В ноябре 1944 года «Смуглянка» вошла в концертную программу Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски. Выступление транслировалось по радио из зала им. П. И. Чайковского. Напевная «Смуглянка» была мгновенно подхвачена слушателями по всей стране и на фронте.
В первом варианте стихотворения корреспондента фронтовой газеты Ильи Френкеля «Давай закурим» были слова о тёплом южном ветре и раскисших дорогах в Ростове и Таганроге, напоминающие об эпизоде осени 1941 года, когда на Южном фронте внезапно выпал и так же внезапно растаял снег.
Знаменитую мелодию к стихам в 1942 году написал композитор-фронтовик Модест Табачников. В новой редакции «Давай закурим» — уже без Ростова и Таганрога — с февраля 1943 года пела для бойцов на передовой Клавдия Шульженко.
Проникновенная песня на тему солдатского быта во время передышки была написана в 1942 году военным корреспондентом Алексеем Сурковым и композитором Константином Листовым, которые творили в самой гуще боёв, очутившись в землянке после прорыва через занятую врагом деревню и минное поле.
Кажущийся упаднический пассаж «До тебя мне дойти далеко, а до смерти четыре шага» вызвал вопросы у начальства, но песня настолько полюбилась бойцам, что они сами вступились за неё. И пели по всем фронтам без опаски, зная цену каждому слову.
Не зря бесствольные системы полевой реактивной артиллерии так и вошли в историю под ласковым именем «Катюша»! Сама же песня была написана ещё до войны. В 1938 году композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский сочинили музыкальную историю о девушке, которая хранит верность далёкому бойцу на дальнем пограничье.
Трогательная тема любви солдата и девушки не могла не вызвать живой отклик. Тот случай, когда песня уходит в народ: во время Великой Отечественной войны «Катюшу» постоянно перепевали и переписывали, добавляя куплеты и детали: «Эта наша русская Катюша / Немчуре поёт за упокой!»
В 1943 году в эвакуации в Ташкенте режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». Для ночной сцены, во время которой пулемётчик в исполнении Марка Бернеса пишет письмо домой во фронтовой землянке, понадобилась песня.
Композитор Никита Богословский написал мелодию прямо в присутствии режиссёра. После того, как поэт Владимир Агатов предложил стихотворение, похожее на текст письма с передовой, был срочно найден гитарист для записи. Ночью в студии Марк Бернес записал вокальную партию, а наутро он был уже на съёмочной площадке, играя сцену в землянке.
Песня была создана осенью 1945 года по свежим следам и впечатлениям, в качестве воспоминания о пыльных дорогах военной поры, сотни километров которых намотали наши солдаты на пути к Победе. Музыку написал Анатолий Новиков, текст — Лев Ошанин.
В декабре 1944 года пересеклись пути корреспондента фронтовой газеты Алексея Фатьянова, который прибыл в Москву в отпуск после участия в боях в Венгрии, и композитора Василия Соловьёва-Седого. Результатом встречи стала песня, которая была написана в тот же день. И впервые исполнена самими авторами для работников обслуживающего персонала гостиницы «Москва», которых пригласили оценить свою работу.
Среди первых слушателей был и генерал из соседнего номера, который предложил заменить «ребят» на «солдат»: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, / Пусть солдаты немного поспят». Кстати, в числе своих любимых песен «Соловьи» упомянул и Георгий Жуков.
Трагический текст этой песни служит напоминанием о горьких последствиях войны: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. / Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?» Поэт Михаил Исаковский написал пронзительный стихотворный монолог солдата в 1945 году. Мелодию предложил Матвей Блантер.
Однако уже после первой трансляции по радио в 1949 году песня была удалена из эфира по причине своей чрезмерной трагичности. Слишком болезненно она могла восприниматься в то время. Лишь в 1960 году Марк Бернес исполнил «Враги сожгли родную хату» на концерте — и песня пошла в народ. А через пять лет маршал Василий Чуйков попросил исполнить её на «Голубом огоньке». С мнением героя Сталинграда и Дважды Героя Советского Союза пришлось считаться.
Поэт Евгений Винокуров написал стихотворение «Серёжка с Малой Бронной» под впечатлением от поступка своего школьного товарища, который отправился на фронт в 17-летнем возрасте. При этом он сам в неполные 18 лет командовал артиллерийским взводом!
Сюжет стихотворения о юных москвичах, не вернувшихся с войны, и их матерях, по-прежнему ждущих детей, поразил композитора Андрея Эшпая практически точным попаданием в историю его собственной жизни. Идею положить слова на музыку предложил Марк Бернес.
Поэт отказался вносить правки в текст, на которых настаивали певец и композитор. Слова «Но помнит мир спасённый, / Мир вечный, мир живой / Серёжку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой» были предложены Вадимом Сикорским.
«Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»...
Сначала было стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли», написанное на аварском языке под впечатлением от памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме, которая мастерила бумажных журавликов в надежде вылечиться от лейкемии.
В 1968 году Наум Гребнёв выполнил перевод стихотворения на русский язык. Именно этот текст заинтересовал Марка Бернеса, который сам в это время боролся с тяжёлым недугом. В тексте «джигиты» были заменены на «солдат» для универсальности. Запись песни на мелодию Яна Френкеля, которая состоялась 8 июля 1969 года, стала последней в жизни актёра и певца, его прощальным посланием миру.
Тема фронтового братства на Великой Отечественной войне была для Владимира Высоцкого одной из центральных. Его отец был военным с самого детства будущий бард увлечённо слушал рассказы фронтовиков. Песни Высоцкого на военную тему звучали в спектаклях и фильмах, со сцены и в записи.
В 1969 году во время съёмок фильма «Сыновья уходят в бой» Владимир Высоцкий по просьбе режиссёра Виктора Турова написал песню о потере боевого товарища. Спустя два года с этим произведением познакомилась и широкая публика. А ещё через год «Он не вернулся из боя» вышла на мини-альбоме «Песни Владимира Высоцкого из кинофильмов».
Булат Окуджава ушёл на фронт добровольцем в 17-летнем возрасте. Был ранен, после госпиталя вернулся на передовую. В 1970 году, вспоминая свой опыт, музыкант и поэт написал «Нам нужна одна победа» для фильма «Белорусский вокзал».
На экране эту балладу о подвиге и надежде исполняет героиня Нины Ургант. Оркестровый вариант аранжировал композитор Альфред Шнитке. А в дальнейшие годы «Нам нужна одна победа» исполнялась многими артистами эстрады, став одной из любимых миллионами слушателей песен на военную тему. Заглядывайте на огонёк! Спасибо за класс и комментарий!
https://ok.ru/muzyka.ist
МУЗЫКА. История, открытия, мифы
Добрый день! Меня зовут Игорь Цалер, я журналист и автор трех книг, в прошлом — рецензент журнала «Rolling Stone». Здесь вы найдёте интересный и понятный контент о музыке от классики и джаза до попсы и метала.
Глядя на нынешнюю Шер, кто-нибудь может поверить, что ей сегодня исполнилось 78 лет? Понятно, что пластика и всё такое... Но энергию и блеск в глазах пока не научились имитировать в лабораториях. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
«Глоток свежего воздуха. Спасибо, старички!» Deep Purple порадовали новой песней
Легендарная группа готовит к выпуску летом целый альбом, лаконично названный «=1». Проба новой работы уже вышла — это первый за два с половиной года пёрпловский сингл «Portable Door». Под видео много позитивных русскоязычных комментариев!
Раз в какой-то промежуток времени выходит мелодия, которая, словно вирус, захватывает эфир. Такое было с «Ламбадой» и «Макареной». Такое случилось и с непритязательной песенкой про голубых человечков. Этим «абади-абадай» невозможно было сопротивляться! Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Он подарил нам «Подмосковные вечера». 98 лет со дня рождения Владимира Трошина
Незабываемый голос из времён, когда песни звучали из репродукторов и радиол. Песни в исполнении Владимира Трошина входят в золотой фонд советской эстрады 1960-х. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
От «Девушки в автомате» до «Миллиона алых роз». 91 год со дня рождения Андрея Вознесенского
Андрей Вознесенский (12 мая 1933 года — 1 июня 2010 года) — поэт, публицист, художник и архитектор. Один из известнейших поэтов-шестидесятников был также известен в качестве песенника. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Наши любимые песни военных и первых послевоенных лет — общая память нескольких поколений. Эти мелодии и стихи помогают лучше понять и события грозной эпохи, и чувства людей, на долю которых выпали тяжкие испытания. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Советские девчонки влюблялись с первых кадров! Певцу Рафаэлю исполнился 81 год
Когда в 1970 году в советских кинотеатрах начался прокат музыкального фильма "Пусть говорят", за билетами выстраивались длиннющие очереди. Женская часть зрителей мечтала взглянуть на исполнителя главной роли — испанского певца со звучным именем Рафаэль. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Как гитарист ливанского происхождения запустил моду на сёрф-рок одной инструменталкой
Так начинался сёрф! В 1962 году инструментальная композиция Дика Дейла «Let's Go Trippin'» достигла 60-го места американского хит-парада, став первым образцом сёрф-рока, попавшим в чарты. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Кола Бельды. Непростая судьба сына охотника, фронтовика и главного «чукчи» советской эстрады
Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Ивановича Бельды — уникального артиста, который хоть и прославился на весь СССР, но во многом остался незнакомым публике. Путь к славе у сына охотника вовсе не был простым... Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
«Любовь, комсомол и весна!» Встречаем Первомай под праздничную музыку и тёплые воспоминания
Первый день самого яркого весеннего месяца... В прошлой жизни 1 Мая был одним из самых любимых праздников всей страны. Помню детское ожидание чего-то светлого, грандиозного. А потом вырываешься на весенний воздух — а там много-много людей с шариками, приподнятое настроение, встречи с друзьями и знакомыми, новенькие красные флажки из плотной ткани с белым голубем и белыми буквами «Мир! Труд! Май!» Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
«Кто украл кишку?» Что общего у старой польки и советской песенки об альтернативном самогоноварении
Будущий музыкант Фрэнки Янкович родился 28 июля 1915 года в семье словенских иммигрантов. Когда он был маленьким, его отец вместе с семьёй переехал в Кливленд, штат Огайо, чтобы сбежать от властей, которые узнали о его бутлегерской деятельности. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Сегодня день рождения отмечает Джорджо Мородер — легенда танцевальной и электронной музыки, новатор и первооткрыватель. В верности идеалам которого клянутся все от махровых попсовиков до Daft Punk. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Великий певец, потрясающий голос, человек-эпоха. День памяти Валерия Ободзинского (1942—1997)
Он не учился музыке и не знал нот, но обладал развитым музыкальным слухом и пел с детства. Выступал на одесских пляжах и работал массовиком на теплоходе. С концертами Валерий Ободзинский объездил всю страну, его популярность была колоссальной. Несмотря на всенародную славу, громких званий и регалий так и не удостоился. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Комментарии 1