Резонер
Персонаж в драматургии и прозе, произносящий прямолинейные рациональные суждения по поводу происходящих рядом с ним событий, назидательные тирады в адрес других персонажей и чаще всего не принимающий непосредственного участия в развитии действия.
В античном театре функции, которые позднее взял на себя резонер, выполнял хор. Как индивидуальная фигура резонер развивался в средневековом театре. В комедии дель арте характерные резонерские черты, поданные в остро комедийной форме, присутствовали в маске Доктора.
В XX в. резонер классического типа встречались либо в дидактических пьесах, либо представали в пародийной форме. В целом же функции резонера перешли к таким фигурам, как Рассказчик, Ведущий, Лицо от театра, Чтец. Типичные резонеры — Клеант («Тартюф»), Стародум («Недоросль»), Кулигин («Гроза»), Нелькин («Свадьба Кречинского»). Герои-резонеры — Альцест («Мизантроп»), Чацкий («Горе от ума»).
Не только резонер, выразители примитивного здравомыслия (Клеант, Стародум, Нелькин), но и персонажи, способные к более высокому уровню мышления (Альцест, Кулигин, Чацкий), терпят неудачу во взаимоотношениях с другими действующими лицами и предстают ущербными в глазах зрителей. Собственно, фигура резонера и служит для наглядной демонстрации того, что драматические и трагические коллизии не могут быть осознаны и преодолены с помощью рациональной составляющей человеческого мышления, как не могут быть полностью разъяснены в вербальной форме. Резонерствующий персонаж зачастую неспособен разобраться не только в происходящем с другими героями, но и в себе самом. В наиболее ироничном варианте само резонерство выступает как непреодолимая страсть, о которой ее рассудительный носитель даже не подозревает.
Самолюбование, позерство, надуманность в манерах и речи, свойственные резонеру как человеческому типу, подталкивают исполнителей соблюдать дистанцию между актером и образом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев