Лев Толстой с юности серьёзно увлёкся гимнастикой. В 29-летнем возрасте он начал посещать в Москве гимнастический зал Пуаре.
В воспоминаниях Афанасия Фета есть такое свидетельство: «В то время у светской молодежи входили в моду гимнастические упражнения, между которыми первое место занимало прыганье через деревянного коня. Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня, не задевши кожаного, набитого шерстью конуса, поставленного на спине этого коня…»
По собственному признанию Толстого, он себя гимнастикой «замучивал». Для занятия ею он устроил в Ясной Поляне различные снаряды: в 1870-е годы вблизи дома около Красной аллеи была поставлена «гимнастика» - гимнастический снаряд с кольцами и трапецией. В передней яснополянского дома сделаны параллельные брусья, на которых Толстой «с замечательной ловкостью» проделывал прыжки и в 50-летнем возрасте.
Для детей Льва Николаевича делать гимнастику с отцом было одним из лучших удовольствий. Старший сын, Сергей Львович, рассказывал: «…он возьмёт меня за обе руки и скажет: «Лезь на меня». Я карабкаюсь по его телу до самых плеч, он меня подтягивает за руки, и я сажусь или становлюсь на его плечо. Тогда он, поддерживая меня, пройдётся по комнате, потом как-то сразу перекувыркнёт вниз головой, и я опять становлюсь на ноги. Мы очень любили эти телодвижения. <…> Вообще отец придавал большое значение физическому развитию тела. Он поощрял гимнастику, плавание, бегание, всякие игры, лапту, городки, бары и особенно верховую езду».
Дочь Татьяна Львовна вспоминала:
«Ещё с папа́ бывало весёлое занятие - это по утрам, когда он одевается, приходить к нему в кабинет делать гимнастику. У него была комната, теперь не существующая, с двумя колоннами, между которыми была вделана железная рейка. Каждое утро он и мы упражнялись на ней.
Делали мы и шведскую гимнастику, причем папа командовал:
- Раз, два, три, четыре, пять. - И мы, напрягая наши маленькие мускулы, выкидывали за ним руки: вперед, вбок, кверху, книзу, кзаду.
Папа́ был замечательно силен и ловок и всем нам, детям, передал исключительную физическую силу (я редко в своей жизни встречала женщину, которая могла равняться со мной силой, да и многие мужчины, я думаю, мне уступили бы в силе. Мне это давало много удовольствия в жизни: работая, правя лошадью верхом или в экипаже, катаясь на коньках, - я всегда с наслаждением чувствовала тот избыток сил, который делал, что всякое физическое усилие мне бывало не трудно, а, напротив, легко и приятно)».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев