Лев Николаевич написал «Скорбный лист душевнобольных яснополянского госпиталя» для «Почтового ящика», заведённого в семье Толстых: каждый обитатель яснополянского дома мог написать анонимное шуточное произведение, опустить в ящик с прорезом, и по воскресеньям все зачитывалось за общим чаем.
В «Листе» Львом Николаевичем описаны члены семьи в шутку сумасшедшими, каждый с латинским названием своего заболевания, описанием состояния и рекомендациями к выздоровлению.
Первым Толстой описал самого себя:
N 1. [Лев Николаевич]. Сангвинического свойства. Принадлежит к отделению мирных. Больной одержим манией, называемой немецкими психиатрами "Weltverbesserungswahn" (мания исправления мира). Пункт помешательства в том, что больной считает возможным изменить жизнь других людей словом. Признаки общие: недовольство всеми существующими порядками, осуждение всех, кроме себя, и раздражительная многоречивость, без обращения внимания на слушателей, частые переходы от злости и раздражительности к ненатуральной слезливой чувствительности. Признаки частные: занятие несвойственными и ненужными работами, чищенье и шитье сапог, кошение травы и т. п. Лечение: полное равнодушие всех окружающих к его речам, занятия такого рода, которые бы поглощали силы больного.
Затем вынес "эпикриз" своей второй половине:
N 2. [Софья Андреевна]. Находится в отделении смирных, но временами должна быть отделяема. Больная одержима манией: Petulantiatoropigis maxima (величайшая необузданность). Пункт помешательства в том, что больной кажется, что все от неё всего требуют и она никак не может успеть всё сделать. Признаки: разрешение задач, которые не заданы; отвечание на вопросы, прежде чем они поставлены; оправдание себя в обвинениях, которые не деланы, и удовлетворение потребностей, которые не заявлены. Больная страдает манией блохино-банковской. Лечение: напряжённая работа. Диета: разобщение с легкомысленными и светскими людьми. Хорошо тоже действуют в этом случае в умеренном приёме воды кузькиной матери.
Далее следуют "диагнозы" свояченице Татьяне, её мужу, брату Сергею, племянникам, своим детям, в т.ч. грудной Саше:
N 21. Находится у кормилицы. Вполне здорова и может быть безопасно выписана. В случае же пребывания в Ясной Поляне тоже подлежит несомненному заражению ("блохинизмом"), так как скоро узнает, что молоко, употребляемое ею, куплено от ребёнка, рожденного от её кормилицы.
Следующим, под N 22 у Льва Николаевича описан "полуюродивый сумашедший Блохин":
Князь Блохин. Военный князь, всех чинов окончил, кавалер орденов Блохина. Пункт помешательства один: что другие люди должны работать для него, а он - получать деньги, открытый банк, экипажи, дома, одежду и всякую сладкую жизнь и жить только для разгулки времени. Больной не опасный и вместе с N 21 может быть выписан.
"Блохинизмом", по заключению Льва Николаевича, страдают в разной степени все описанные им "душевнобольные яснополянского госпиталя".
(Источник: Толстой И. Л.: Мои воспоминания
Глава XIV. Почтовый ящик)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев