Духоборство зародилось в Российской империи в середине XVIII столетия. Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершённые в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.
Сектой духоборов Толстой интересовался давно, хорошо был осведомлен о преследованиях за веру, которым они подвергались, отказываясь подчиняться требованиям православной церкви и властей, противоречащим их религиозным и социальным убеждениям. Многое в жизни этой мирной, трудолюбивой, дружной религиозной общины было симпатично Толстому: духоборы воздерживались от курения, алкоголя, мясной пищи. А когда в 1887 году была введена воинская повинность на Кавказе (они были сюда выселены в 1840-х годах из Крыма), большая часть духоборов, верных своим миролюбивым принципам, отказались присягнуть на верность царю Александру III.
В знак протеста по местам расселения духоборов прокатились волнения. Несколько тысяч духоборов в Елизаветопольской, Тифлисской губерниях и в Карской области по совету духовного лидера Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу всё имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Со стороны властей последовали репрессии: зачинщики были арестованы, их семьи (около 4 тысяч человек) сосланы в заражённые малярией аулы Тифлисской губернии, половина из них погибла от болезней и нужды. У родителей отбирали детей и помещали их в приюты. Часть духоборов была всё же призвана в армию, где их подвергали гонениям: избивали, сажали в карцер, жестоко наказывали.
Узнав в конце июля 1895 года о расправе над кавказскими духоборами, Лев Толстой активно включился в их защиту: их взгляды на военную службу, государство, церковные обряды были ему близки. В этом движении он видел ещё один путь человечества к новому, христианскому миросозерцанию и образу жизни и всячески поддерживал оказавшихся в беде духоборов.
С одобрения Толстого вскоре на Кавказ отправился Павел Бирюков, чтобы на месте изучить ситуацию.
Через месяц тот вернулся со статьёй «Гонение на христиан в России в 1895 году», которая в октябре была опубликована в лондонской «Times».
В 1896 году Толстой редактировал составленное Бирюковым, В.Чертковым и И.Трегубовым послание «Помогите! Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборов». Все авторы послания были отправлены в ссылку. Черткова выслали за пределы страны. Обращение ходило в России и за границей по рукам в списках, перепечатанных на пишущей машинке, а в 1897 году было издано Чертковым в Англии.
Послание это помогло собрать существенные денежные средства для помощи духоборам. Сам Лев Николаевич выделил 1000 рублей из своего гонорара от дирекции императорских театров за постановку его пьес «Плоды просвещения» и «Власть тьмы».
В марте 1898 года духоборы получили разрешение на выезд за границу. За помощью они вновь обратились к Толстому. От их имени он составил прошение Николаю II. Писатель организовал сбор денег, необходимых для переезда, и сам отдал духоборам свой гонорар за роман «Воскресение». Через иностранные газеты он обратился к широкой общественности, решил множество вопросов, касавшихся переселения духоборов, не попавших под указ, нашёл место для переселения.
На деньги, собранные Толстым, в 1898-1899 годах были зафрахтованы четыре парохода, на которых треть духоборов, более семи с половиной тысяч, переехали в западную канадскую провинцию Британская Колумбия. Первую партию переселенцев сопровождали старший сын Толстого Сергей Львович и хороший знакомый Л.А.Сулержицкий.
Духоборов поселили в Иорктонском участке (юго-восток Саскачеваня)
вдали от железной дороги, среди болот и лесов. Благодаря трудолюбию и здесь они быстро освоили неразработанные земли и преуспели в ведении хозяйства. В 1902 году, освободившись из ссылки, к общине вернулся Веригин, под руководством которых духоборы смогли сохранить русский язык, древние духовные и бытовые традиции.
В настоящее время в Канаде проживает около 30 тысяч духоборов, более половины из них знают русский язык в качестве родного, 5 тысяч сохранили веру. И по сей день канадские духоборы чтут Льва Николаевича Толстого как своего духовного наставника.
P./S. Накануне столетнего Дня памяти великого писателя в октябре 2010 года группа духоборов из семи человек посетила мемориальный музей памяти Льва Николаевича Толстого на станции Астапово-Лев Толстой.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев