28 июня 1863 года в молодой семье Толстых родился первенец – сын.
Серёжа чрезвычайно радовал отца своими талантами и схожестью со старшим братом писателя, Николаем Николаевичем. «Старший белокурый – не дурён. – писал о нём отец. - Есть что-то слабое и терпеливое в выражении и очень кроткое. Когда он смеётся, он не заражает, но, когда он плачет, я с трудом удерживаюсь, чтобы не плакать. Все говорят, что он похож на моего старшего брата. Я боюсь верить. Это слишком бы было хорошо… Серёжа – умен, математический ум и чуток к искусству, учится прекрасно, ловок прыгать, гимнастика; но странен и рассеян… Самобытного в нём мало…»
В 1881—1886 годах Сергей Львович учился на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Одновременно посещал курсы при консерватории у Н. Д. Кашкина и B. П. Прокунина. Студенческие годы были годами формирования его мировоззрения. Они совпали с годами глухой реакция и с тем периодом, когда в жизни его отца произошел перелом, изменивший всю последующую его жизнь. По признанию самого Сергея Львовича, он в это время «мало сочувствовал новому мировоззрению отца и часто противоречил ему. Я не сочувствовал требованию отца изменить нашу, в частности мою, жизнь, не соглашался с его нападками на науку, университет и профессоров и с его проповедью «непротивления злу».
Сергея Львовича интересовали естественные науки, увлекало чтение произведений революционных демократов, привлекали студенческие сходки, и он сочувственно относился к революционному движению. Он часто вступал в горячие споры с отцом. В дневниках Толстого есть ряд записей с резкими осуждениями и упреками в адрес сына.
Софья Андреевна так характеризовала в эти годы своего сына: «Мне часто жаль его, что он молодой, как бы от конфуза и некоторой неловкости совсем не ездит в свет, а что ему иногда и хочется веселья. Если б знал Сережа, с какой глубокой нежностью я часто смотрела на него, и как я его всегда горячо любила. Я гордилась и его университетскими и его музыкальными успехами и любила его деликатную душу, часто скрываемую под какой-то внешней брюзгливостью и даже грубостью».
С 1890 года Сергей Львович поселился в родовом имении Толстых Никольском-Вяземском Чернского уезда Тульской губернии. По раздельному акту между детьми Толстого, утвержденному 7 июля 1892 г, это имение переходит «в вечное владение» к старшему сыну…
Тем не менее, позднее, желая быть полезным своему отцу, Сергей Львович в 1898—1899 гг. принимает деятельное участие в переселении духоборов, преследуемых царским правительством за их веру и антивоенные выступления. В начале сентября 1898 г. он уезжает в Англию, а затем в конце года сопровождает большую партию отъезжающих из России в Канаду духоборов.
«Спасибо тебе, милый Серёжа, — писал Толстой сыну, — за твою готовность служить делу духоборов, и я знаю — и мне. Я очень ценю это и постоянно радуюсь, как вспомню о тебе».
Л. Н. Толстой в последние дни своей жизни чувствовал в старшем сыне духовно близкого себе человека, и он был одним из немногих в семье, кто мог правильно понять уход Толстого из Ясной Поляны и всю сложность его переживаний. Сергей Львoвич написал по этому поводу отцу письмо, в котором проявил полное понимание его желания начать новую жизнь.
В будущем Сергей Львович прославился, как талантливый композитор, музыкальный этнограф и автор статей и методических материалов. Был профессором Московской консерватории. Писал романсы на слова русских поэтов, в том числе А. С. Пушкина, К. М. Фофанова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева. На конкурсе «Дома песни» (1908) удостоен премии за музыку к 10 шотландским песням Роберта Бернса.
Он активно занимался сохранением наследия отца, участвуя в организации толстовских музеев, на протяжении многих лет был деятельным сотрудником первого Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах (Юбилейного), писал мемуары («Очерки былого», «Ясная Поляна в жизни и творчестве Л.Н.Толстого», «Тургенев в Ясной Поляне» и др.) и статьи о роли музыки в жизни Льва Толстого под псевдонимом С. Бродинский. Каждое лето проводил в Ясной Поляне. Единственный из детей Толстого он остался жить в Советской России. И большевики, как пишет его племянник Сергей Михайлович, уважали его…
Но было что-то невыразимо грустное в его судьбе. В первом браке он оказался несчастен, его жена Мария Константиновна Рачинская скончалась от туберкулёза. От этого брака остался единственный сын Сергей Сергеевич. В 1906 году Сергей Львович женился на Марии Николаевне Зубовой, с которой и прожил по год её смерти в 1939 году.
Последние годы его жизни были скрашены Ясной Поляной. В 80 лет он потерял ногу, с трудом передвигался на костылях, терял слух и зрение. Вместе с тем его жизнелюбие, энергия, любовь ко всему прекрасному облегчали его тяжелую судьбу, вливали в него душевные силы. У него было много друзей, к которым он неизменно относился с теплом и душевным расположением. За два года до смерти он продиктовал стихотворение, в котором есть такие строки:
Слабеет слух, слабеет зренье,
Хожу с трудом на костылях,
Но есть мне в жизни утешенье
В искусстве, книге и друзьях.
Главный хранитель музея-усадьбы Н.Н.Пузин писал о нем: «Каждый, кто впервые встречал С. Л. Толстого, неизменно испытывал глубокое чувство волнения Он не только был сыном великого писателя, но он был, особенно в старости, похож на него внешне, похож изумительной живостью своих рассказов. Казалось, будто являешься свидетелем чудесного перевоплощения.
Вспоминаю, как летом 1944 г., узнав, что в Яснополянском парке, в отцовском кресле-коляске отдыхает старший сын Л. Н. Толстого, большая группа красноармейцев, приехавшая на экскурсию в музей-усадьбу, подходила к нему, отдавая ему честь, и многие целовали его руку. Сергей Львович был до слёз растроган этим вниманием защитников родной земли».
Сергей Толстой дожил до 84 лет, его не стало 23 декабря 1947 года. Был погребен на Введенском кладбище в Москве, рядом с могилой его жены М. Н. Толстой.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев