(посвящается Всемирному дню без табака).
О том, что Лев Николаевич курил, узнала сравнительно недавно, какие-нибудь лет 10-15 назад. И была поражена этой информацией: отличный спортсмен, пропагандирующий здоровый образ жизни... Не может быть!!!
Тем не менее, это факт, который даже запечатлен на любительской фотографии, сделанной другом Толстого Дмитрием Дьяковым, когда тот был в гостях в его имении Черемошня.
Когда Лев Николаевич пристрастился к этой вредной привычке, во время ли учёбы в Казанском университете или уже находясь на военной службе на Кавказе, доподлинно не известно (хотя наверняка он кому-нибудь рассказывал об этом). Но курил он, можно сказать, половину своей жизни. Когда он женился, Софья Андреевна самолично набивала ему папиросы (по воспоминаниям старшего сына Сергея).
Решение отказаться от курения Лев Толстой принял в начале восьмидесятых годов после перелома в своём мировоззрении.
Но удалось это ему не сразу, борьба заняла около четырёх лет. Сын Андрей Львович вспоминал: "Помню, как отец страдал, отвыкая курить. Ему было особенно это трудно, так как он привык много курить во время своих письменных занятий. Он долго курил только у себя в кабинете, а потом бросил совсем, выкинувши из своей комнаты все принадлежности куренья». О том, какой это был мучительный для него процесс, Лев Николаевич делал даже записи в дневнике.
Окончательно отказаться от курения он смог только весной 1888 года, то есть в шестидесятилетнем возрасте: "С этого времени я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове".
В 1890 году Толстым была написана объёмная и эмоциональная статья "Для чего люди одурманиваются?", в которой он делает вывод: "...нельзя не понять того, что употребление одурманивающих веществ в больших или малых размерах, периодически или постоянно, в высшем или низшем кругу вызывается одною и тою же причиной — потребностью заглушения голоса совести для того, чтобы не видать разлада жизни с требованиями сознания".
И каково было Льву Николаевичу после всего этого получить в 1908 году, в подарок на 80-летие, от табачной фабрики «Оттоман» выпущенные специально к его юбилею папиросы с именем и портретом именинника? Целый ящик, с надписью золотыми буквами, с поздравлениями и припиской: «Это лучшее, чем может похвалиться наша фабрика».
Табачная фабрика «Наследники А. М. Попова», достаточно крупная, стоящая на 15 месте в списке по размеру годового оборота в числе производителей табачной продукции в Российской Империи, также выпускала папиросы «Л. Н. Толстой». И в 1920-е годы на 5-й государственной табачной фабрике выпускались папиросы с именем и портретом писателя.
Но в последствии законодательно было запрещено использование имён великих людей в рекламных целях. И это, безусловно, правильно. Особенно в отношении алкоголя и табака. Льву Николаевичу Толстому ничто человеческое было не чуждо, в том числе и вредные привычки. Но он постоянно боролся с ними (самосовершенствовался) и побеждал.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев