Астапово-Лев Толстой":
Историческая справка о геодезических марках на
станции Астапово-Лев Толстой.
(Барков Р.Р.)
В 1894 г. Министерством Земледелия и Государственных Имуществ (МЗиГИ) организована экспедиция по исследованию источников важнейших рек Европейской России.
Руководство экспедицией возложено на А.А. Тилло (российского географа, картографа и геодезиста, генерал-лейтенанта, члена-корреспондента Санкт-Петербургской АН). Заведующим геодезической частью назначен ревизор Лесоустройства А.А. Фок.
В том же году геодезическая партия произвела точную нивелировку на протяжении 820 вёрст в верховьях Оки, Красивой Мечи, Сызрана и Днепра. Для закрепления высотных отметок на местности закладывались нивелирные марки в стены капитальных зданий и курганы в тех местностях, где капитальных зданий не было. Полученные отметки послужили основой для барометрического нивелирования и построения профилей рек.
Однако основной задачей экспедиции было исследование бассейнов Волги и Дона в их верховьях. При исследовании верховьев Дона в 1897 г. и была заложена марка на здании нефтекачки станции Астапово. Основное распространение марки МЗиГИ получили на территории Тульской, Рязанской и Тверской губерний.
В 1871 г. было принято решение обеспечить территорию Российской империи единой высокоточной высотной основой в первую очередь - в военных целях, во вторую - для решения научных задач, в третью - в целях развития путей сообщения и выполнения строительных работ в городах. Работа была поручена Военно-топографическому отделу Главного штаба. Линии нивелирования прокладывали вдоль железных дорог - это на тот момент были единственные коммуникации, более-менее покрывавшие территорию страны. К тому же, дороги эти имели малые уклоны, что является наиболее благоприятным условием для нивелирования. Для закрепления высотных отметок на местности в качестве геодезических знаков были выбраны круглые чугунные дощечки с центральным отверстием, являющимся носителем высотной отметки. Такие дощечки были названы геодезическими марками.
В 1919 г. был создан гражданский орган - Высшее геодезическое управление (ВГУ), и с 1920 г. оно включилось в государственное нивелирование. В 1925 г. ВГУ проложило линию точного нивелирования Горбачёво - Богоявленск по Рязанско-Уральской железной дороге. На станции Лев Толстой марка ВГУ была заложена в стену вокзального здания. Помимо этого, в линию нивелирования была включена и существующая марка МЗиГИ на здании нефтекачки.
Обе марки были включены в Каталог высот марок и реперов в Европейской части СССР, изданный в 1934 г. по результатам уравнивания всей высотной сети СССР.
Вывод: здание бывшей нефтекачки необходимо сохранить, так как установленная в его стене нивелирная марка в силу своего возраста (1897г.) может отлично послужить (вместе с другими) для определения вертикальных движений земной коры на Средне-Русской возвышенности за 130 лет.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев