До недавнего времени исследователям были известны только металлические конструкции. Однако Цюрихская команда международного исследовательского проекта ( Германия, Австрия, Швейцария) обнаружили две деревянные башни: макет водонапорной башни 1933 года в Государственном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге и наша, как они пишут, «загадочная башня-градирня».
Североуральская градирня была построена в 1947 году и имеет предшественницу — градирня на Краснозаводской ТЭЦ в Харькове 1938 года, которая не сохранилась до наших дней.
У Екатерины Ножовой, соавтора международного исследования, посвященного творчеству Шухова, автора диссертации, посвященной шуховским конструкциям (Федеральным институте технологий Цюриха), есть предположения об инженере нашей градирни. У нее два варианта, кто строил нашу башню:
* инженер бюро «Стальмост» (строительная контора Александра Бари);
* инженер, сосланный в ГУЛАГ, чей опыт разработки харьковской градирни пригодился в строительстве башни.
Екатерина Ножова: «Североуральская градирня — уникальный объект, рискованный и сложный эксперимент по технологичному конструированию в полевых условиях. В тот момент, когда при острой нехватке материалов возникла потребность в легких, экономичных, устойчивых, надежных структурах, конструктивные принципы Шухова нашли независимо от сложности задачи, обстоятельств и места производства блестящее применение в деревянных конструкциях».
***
Среди наших гостей были и студенты, чьи личные и профессиональные интересы так или иначе затрагивают тему шуховских конструкций. Так, Софья, студентка 4 курса Уральского государственного архитектурно-художественного университета, при выборе темы для дипломного проектирования заинтересовалась проектом «Североуральская Шаболовка», представленного музеем на исследовательской практической платформе по работе с индустриальным наследием «Лаборатория индустриальности».
Софья хочет разработать проект сохранения градирни и благоустройства прилегающей территории, сделать пространство башни привлекательным для горожан и туристов. С этим предложением она обратилась к нам. Посещение градирни вдохновило Софью на разработку новых идей для своего проекта.
На лекции Марк Акопян затронул тему присвоения градирне статуса памятника архитектуры регионального значения. Самый большой вклад в дело присвоения статуса должны внести сами жители города, пояснил Марк. Ведь если жителям этот объект не нужен, если мы, жители, не ценим его, то он никому не нужен. Такова сейчас судьба многих уникальных объектов в России. Безусловно, для включения в реестр необходимо башню реставрировать, облагородить территорию.
Также остается открытым вопрос использования башни в дальнейшем. На лекции было предложено несколько вариантов, высказаны идеи. Главное предложение — использовать градирню как туристический объект. Есть вариант, которого придерживается Елена Александровна — сделать винтовую лестницу наверх, чтобы туристы могли детально изучить ажурную конструкцию башни, а также полюбоваться видами на ближайшие природные достопримечательности города: Денежкин камень, Кумба.
Были высказаны и другие идеи: от использования башни в качестве бренда территории до сооружения некоего парка для экстремальных видов спорта с использованием башни для прыжков, типа «тарзанки», «роупджампинга».
Одно мы знаем точно — градирню нужно сохранить! Человечество многое бы потеряло, если бы шедевры архитектуры разных стилей (готика, барокко, рококо, классика) не сохранились до наших дней. Трудно представить, что невозможно будет лицезреть Собор Парижской Богоматери, Собор Рождества Девы Марии в Милане, Лондонский Тауэр, Собор Василия Блаженного и т.д. Так почему мы не стремимся сохранить сейчас шуховские конструкции? В Европе уже давно воздают почести этому великому человеку, «русскому Леонардо», который сильно повлиял на будущее архитектурного искусства. Когда-то, в будущем, будут изучать современную нам архитектуру. Так давайте сохраним то, что нам под силу.
Комментарии 5