Егор Федорович Назаров
«Водники Муромского затона на Оке в день 6-й годовщины национализации флота на торжественном заседании чествовали ветерана труда — Назарова Егора Федоровича, служившего в водном транспорте 76 лет.
Егор Федорович Назаров родился в 1832 году в деревне Болотникове, Клинской волости, Муромского уезда. С 17-ти лет пошел на службу в водный транспорт в должность кочегара на пароход „Трудоборец" Першина, где прослужил две навигации; далее т. Назаров переходит к судовладельцу Орлову на пароход „Илья“ на должность помощника машиниста, и поступает к Березкину на пароход „Владимир", где служит три года; затем переходит к судовладельцу Быкову на пароход „Крестьянин" на должность пом. машиниста, где служит двадцать пять лет. В процессе своей службы тов. Назаров уже получил производство машиниста у Быкова. После службы у Быкова тов. Назаров переходит к о-ву Ока на пароход „Вишера" машинистом, где служит пять лет. От о-ва Ока тов. Назаров переходит в пароходство Череп-Спиридович на пароход „Спартанец" машинистом, где служит пять лет и переходит машинистом к судовладельцу Мелешину на пароходы „Победа" и „Василий", где прослужил тринадцать лет.
С момента революции с 1917 г. и до сего 8-го февраля 1924 года т. Назаров служит во флоте Р.С.Ф.С.Р. в должности сторожа при Дощатинском затоне.
Настал момент отметить заслуги тов. Назарова за семидесяти шестилетнюю службу в водном транспорте, заслуги, которые сделал тов. Назаров один из старейших бурлаков, членов нашего союза, и несмотря на 93-летний возраст, т. Назаров не оставляет еще поста в Красном флоте.
Да здравствует герой труда тов. Егор Федорович НАЗАРОВ!!!
Под гром аплодисментов общее собрание постанавливает в пользу его отчислить полдневный заработок.
Предзатонкома Жулин» («Луч», 17 февраля 1924).
«В навигациях прошлых годов, при Муромской товарно-пассажирской пристани, хотя не вполне соответствовавший своему назначению, но был дом ожидания, для проезжающих пассажиров. В навигацию же этого года почему-то его нет. На пристани зачастую можно видеть ожидающих, в течение нескольких часов парохода — пассажиров, имеющих при себе малолетних детей, которые при неблагоприятной, холодной погоде легко могут простудиться и потерять свое здоровье. Прикрыть же детей и сохранить их от этого, за отсутствием дома ожидания, негде, что очень непредусмотрительно» («Красный луч», 1 июля 1924).
«Тысяча тонн грузов лежит на пристани.
За последнее время сильно paзвернулись перевозки товаров, продуктов, материалов для строительства. Осеннее оживление на этом фронте застало наш транспорт врасплох, он оказался к осенним перевозкам не подготовленным, в результате растут огромные убытки государственных организаций, срывается своевременное снабжение, ставится под угрозу выполнение промфинпланов на предприятиях.
Скопилось больше тысячи тонн грузов. Из-за неподачи вагонов на пристани Муром получилась огромная пробка. Все склады забиты грузами, сотни тонн различных товаров раскидано по берегу, прибывающие суда не разгружаются. На 3 ноября на пристани скопилось свыше 1000 тонн грузов, которые подлежат к перепровозке по железной дороге.
Сахарные заводы поставлены под угрозу прорыва. Харьковские сахарные заводы ждут сырья, заводы под угрозой прорыва, а на пристани Мурой задерживается спешный груз,— патока, которая идет для сахарных заводов. Целый ряд представителей со стороны заводов требует быстрейшей отправки грузов.
До сих пор неразгружены баржи с алебастром в количестве 450 тонн, который идет на крупное строительство.
На берегу лежит 300 тонн павловских изделий, идущих на хлебозаготовки.
В результате всего этого получилась огромная пробка поступающие суда не разгружаются и простаивают, задерживая доставку грузов в дальнейшие пункты.
10 тысяч рублей убытка. Волжское государственное пароходство ежедневно терпит огромные убытки. По положению груз должен переправляться в течение 2 дней, а в действительности грузы лежат неделями. За каждую тысячу тонн не отправленного груза госпароходство в сутки терпит 600 рублей убытка. За последние две недели госпароходство потерпело около 10 тысяч убытка.
Чтобы предотвратить дальнейший рост убытка, чтобы уничтожить получившуюся пробку нужны срочные меры.
Транспорт не дает вагонов. Перегрузку грузов с пристани срывает железнодорожный транспорт. На пристань ежедневно требуется 10-15 вагонов, но бывают дни, когда не подается ни одного вагона.
Руководителя Муромского железнодорожного узла делают преступление не обеспечивая переправки с речных грузов. Их ответы коротки:
— Ждите очереди. Мы вагоны даем только под важнейшие грузы.
Напоминанием транспортникам. Нa пристани сотни тонн срочных грузов-сырья для харьковских сахарных заводов, алебастр для строительства и т. д.
Требуем привлечения к ответу виновных в задержке грузов, за создание пробки на пристани» («Муромский рабочий», 6 ноября 1930).
Порт Мурома основан в 1948 г.
«НА РЕЧНЫХ ПРОСТОРАХ. Стремительные парусники, быстроходные скутера бороздили в этот день гладь нашей красавицы Оки. На ее речном просторе в районе нашего города проходили областные соревнования по водно-моторному спорту и морскому многоборью. Пять команд: из Мурома, Коврова, Владимира и Собинки участвовали в этих состязаниях.
Особенно удачно выступали муромцы. Наши спортсмены стали победителями в соревнованиях по судомодельному спорту. Больше всех очков они набрали и в морском многоборье. Успех этот принесли муромцам Б. Шилов, В. Санеев, В. Рогов, набравшие больше всех очков и занявшие таким образом призовые места.
С. АНИЩЕНКО, начальник морского клуба ДОСААФ» («Муромский рабочий», 27 июня 1970).
Муром входит в программу речных круизов по Оке:
Московская кругосветка - речной кольцевой маршрут на теплоходе. Суда отправляются с Южного речного вокзала Москвы (м. Коломенское) и идут по замкнутому речному кольцу, которое объединяет Москву-реку, Оку (Коломна, Рязань, Касимов, Константиново, Муром, Павлово) и Волгу (Нижний Новгород, Городец, Кинешма, Плес, Кострома, Ярославль, Мышкин, Углич, Чебоксары, Тверь).
Маршрут пяти рек, проходящий по рекам Москва, Ока, Волга, Кама, Белая; по территории Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областей и по территории республик Марий-Эл, Чувашия, Татарстан, Башкортостан.
«Изумительны Клязьма и Ока летом. Особенно, когда следишь за сменяющимися пейзажами с борта теплохода. Но каждая судоходная река еще и труженица. Миллионы тонн грузов перевозят ежегодно речники по голубым магистралям Владимирщины. Интенсивность движения крупнотоннажного флота постоянно растет, и заслуга в этом не только судоводителей, а в первую очередь другого отряда речников — тех, кто обеспечивает безопасность движения.
Мы — в Муромской техническом участке пути Управления канала имени Москвы. Подразделения его разбросаны на территории четырех областей: Владимирской, Рязанской, Горьковской, Ивановской. Обслуживают путейцы Оку от Елатьмы до Дзержинска, Клязьму — от устья до Владимира и Тезу с пятью гидротехническими сооружениями, — всего 670 километров водных дорог. Опустим в рассказе об этой работе лишние техницизмы и специальные термины и представки суть ее попросту: чтобы поддерживать работоспособность рек, их надо вовремя лечить.
— Почти правильно, — улыбается начальник участка Н.И. Давыдов. — Ведь река живая. Она чутко реагирует на все природные явления, а тем более человеческое вмешательство. Дождь, засуха, прокладка подводного трубопровода оборачивается изменением подводного рельефа: лишним поворотом судового хода, рождением нового переката. И как врач на основе анализов ставит сначала диагноз болезни, а затем назначает курс ее лечения, так и мы, предварительно исследовав обстановку, должны своевременно сообщить судоводителям о нарушениях русла, внести пометки в специальные лоции, а потом принять меры к исправлению замеченного.
Одна на самых ответственных и оперативных обязанностей выпадает на долю обстановочной службы. Знакомимся с коллективом первого участка этой службы на Оке, который возглавляет капитан-механик, путевой мастер В.И. Зыков. Сто километров водной магистрали под присмотром его бригады. За двое суток экипаж теплохода «Путейский- 16» должен пройти участок из конца в конец, проверяя точность расстановки знаков на воде и по берегу. Работа круглосуточная. Ночь не мешает, в это время путейцы контролируют работу электрооборудования, ведь вся путевая обстановка на Оке в ночное время освещается.
В сегодняшний рейс смена во главе с самим мастером выходит меньшим составом: впятером вместо шести. Виктор Иванович уверен в надежности экипажа: его дублер Николай Ферапонтов, мотористы Николай Кривенков и Александр Макарычев, матрос Андрей Евсеев и меньшим составом справятся со всем комплексом работ.
Не удалось встретиться с другими коллективами. Но это потому, что сейчас, в разгар навигации, все они ведут работы вдали от базы. По их рекомендациям, составленным ранее, земснаряды ведут углубление дна, водолазные станции чистят русло от топляка, строят запруды русло-исправители — речки лечатся в соответствии с поставленным диагнозом. Врачуют их люди, и дело свое влюбленные и понимающие его высокую ответственность. Среди них победители соцсоревнования, подытоженного к дню профессионального праздника, коллективы земснарядов командиров-механиков. В.Н. Чистова и Ю.В. Стогова, экипаж буксирного теплохода «Александр Коряков», обстановочная бригада И.Г. Кириллова, обслуживающая Клязьму от устья до Вязников, гидротехники первого гидроузла реки Теза, возглавляемые К.И. Сосдамом, и сотни других речников.
Если сравнивать жизнь рек с жизнью человека, то тут, увы, нам остается позавидовать первым. Здоровье рек не зависит от возраста. Если десять лет назад Ока на отдельных участках была непроходима для судов с осадкой более полутора метров, то сегодня повсеместно гарантирована двухметровая глубина судового хода. Река чарует так же, но с помощью человека она становится сильней, грузов на себе несет все больше. Так и живет.
А. СТАРКОВ, соб. корр. «Призыва» («Призыв», 5 июля 1987).
Комментарии 2