Книга 2: «Ребенок-оптимист», от основоположника позитивной психологии Мартина Селигмана
Чтобы дети росли жизнерадостными и открытыми, крайне важно научить их справляться со своими негативными чувствами и решать свои эмоциональные проблемы.
Это достигается путем эмоционального воспитания, проявлением терпения, сочувствия и эмпатии со стороны родителей. Об этом речь шла в предыдущей книге...
Но навыка справляться с негативными эмоциями для ощущения счастья и жизненного комфорта все же пока недостаточно. Нужно еще и научить ребенка позитивно смотреть на мир!
В этом вам поможет книга Мартина Селигмана — главного в мире специалиста по оптимистическому подходу к существованию — которая просто и понятно поведает вам:
как формируется тот или иной тип личности ребенка (иными словами - откуда берутся оптимисты и пессимисты в мире детей);
почему дети с позитивным мироощущением всегда успешнее детей-пессимистов;
как оценить тип личности вашего ребенка самостоятельно;
как плавно и деликатно изменить маленького пессимиста, научив его с позитивным настроем встречать трудности и преодолевать препятствия;
как правильно критиковать ребенка, чтобы он рос послушным и ответственным, признавал свои ошибки и стойко встречал неудачи, но при этом не превратился в пессимиста.
Автор — Мартин Селигман — настаивает: учиться радоваться жизни нужно с малых лет! И задача родителей — приподнести своим детям первые уроки этой непростой, но весьма позитивной науки...
Далее — отрывки из книги Мартина Селигмана «ребенок-оптимист: проверенная программа формирования характера», вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».
...В этой книге я объясню родителям, как следует действовать, если у вашего ребенка появились тревожные симптомы, и как заменить его пессимизм на оптимизм, а беспомощность — на уверенность в себе.
Помните: дети должны смотреть на жизнь незамутненными глазами и чувствовать, что им все по силам!
За двадцать лет изучения явления под названием «оптимизм» исследователи пришли к пониманию его сути. Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы или победные образы, а то, как человек трактует причины происходящего. У каждого из нас выработан свой подход к восприятию причин, черта характера, которую я называю «стиль объяснения». Он развивается в раннем детстве и, если внешние силы его не изменят, остается на всю жизнь.
Наиболее подвержены депрессии те дети, которые объясняют причины своих неудач с помощью выражений постоянства. «У меня никогда не получиться попасть мячом в баскетбольную корзину», «Я всегда прихожу последний», «Вечно все учителя мной недовольны»... Поскольку причина будет всегда, следуя логике их объяснений, то и неприятности с ними будут происходить все время.
С другой стороны, дети-оптимисты, которые не смиряются с неудачами и сопротивляются депрессии, считают плохие события временными, и чаще всего объясняют причины своих неудач с помощью выражений типа «сегодня», «последнее время», «иногда» и т.п. «Сегодня я не смог забросить мяч в корзину», «Иногда я опаздываю на урок», «Порой учитель бывает недоволен моей работой» и подобные.
И наоборот - дети, объясняющие хорошие события постоянными причинами (« Я сегодня забросил мяч в корзину, потому что я всегда к этому стремился», «Я всегда прихожу на уроки вовремя, никогда не опаздываю» и др.), оптимистичнее тех, кто считает причины временными («Сегодня мне просто повезло...»).
Как формируется оптимизм или пессимизм у детей?
Дети самым естественным образом перенимают стиль объяснения у родителей, учителей и воспитателей. Они слушают критику взрослых (в том числе и в свой адрес) и впитывают манеру вместе с содержанием нотаций. Если вы ругаете своего ребенка за лень, а не за то, что он сегодня недостаточно старается, он будет уверен не только в том, что ленив, но и в том, что его неудачи обусловлены постоянными и неисправимыми факторами. Кроме того, дети усваивают и то, каким образом родители интерпретируют свои собственные несчастья, и копируют их стиль.
Если вы сами пессимист, то ваш ребенок научится пессимизму непосредственно от вас. Так что нужно тщательно выбирать выражения, когда вы отчитываете своего ребенка или занимаетесь самокритикой в его присутствии, поскольку именно в эти моменты формируется его собственный стиль восприятия и оценки своих действий.
Например:
Елене В. десять лет. Она живет с родителями и трехлетним братиком Дэниелом. После обеда миссис В. отправляется с детьми в зоопарк. Как только они усаживаются в машину, Елена начинает дразнить брата. Она говорит, что их папа на самом деле только ее папа, а папа Дэниела — горилла. Пугает, что лев в зоопарке откусит мальчику причинное место. Елена ведет себя несносно, и миссис В. это не нравится.
Миссис В.: Елена, прекрати! Что с тобой сегодня? Ты же такая замечательная старшая сестра! Играешь с Дэниелом, делишься игрушками. Так хорошо всегда заботишься о нем. Но сегодня ты совсем распоясалась. Мне не нравится, как ты себя ведешь, Елена. Попроси прощения у Дэниела, и если снова будешь его сегодня дразнить, то гулять вечером не пойдешь. Ясно?
Конечно, Елену нужно одернуть. Миссис В. взывает к чувству ответственности, чтобы Елена могла исправиться. Миссис В. Отмечает конкретные и временные недостатки поведения («дразнить… сегодня») и указывает на их нетипичность («замечательная старшая сестра»).
Миссис В. опирается на конкретное доказательство, подтверждающее нехарактерность проблемы («Играешь с Дэниелом, делишься игрушками»), чтобы Елена могла гордиться собой. Она направляет Елену («Попроси прощенья у Дэниела») и объясняет, что последует, если издевательства не прекратятся («гулять вечером не пойдешь»). И между прочим, миссис В. вовсе не преувеличивает данные последствия.
Критика такого рода идеальна! Благодаря ей Елена понимает: «Мамочка считает меня хорошей старшей сестрой, но сегодня, по ее мнению, я вела себя с Дэниелом отвратительно. Я попрошу у него прощения, и тогда всем станет спокойно». Итак, критика миссис В. хотя и направлена на личность ребенка, но опирается на конкретные и исправимые факторы. Она настраивает Елену на правильные поступки, а не выносит приговор ее характеру.
Давайте представим, что получилось бы, если бы миссис В. произнесла следующее:
Елена! Сколько можно! Почему ты всегда ведешь себя как дрянь! Мы же собирались так здорово провести время, а ты все испортила! И зачем я только вожу вас везде, если ты своими выходками обязательно все изгадишь?!
Такая критика подобна яду. В данном случае миссис В. Ставит крест на личности Елены. Называет ее дрянью (характерологическое определение) и обвиняет в беспрестанном срыве планов матери (постоянная и неизменная причина) и причинении вреда семье (универсальная и постоянная причина). Дети впитывают такую критику и делают такой вывод: «Я ужасный человек. Мама не хочет, чтобы я была ее дочкой. Я всегда ей мешаю. Она права. Уйду от них! Им будет лучше без меня». Елена ощутит свою никчемность и будет видеть для себя единственный выход в том, чтобы сбежать прочь.
Оптимизм или пессимизм формируется у человека в детстве. Ребенок обретает то или иное мироощущение не только с помощью окружающей действительности, но в огромной мере - слушая критику родителей в адрес всего вокруг или в свой собственный...
Учишь другого - учишься сам!
Как часто мы желаем себе и своим близким жить полной жизнью, искренне радоваться каждому новому дню, с улыбчивой стойкостью встречать житейские трудности и неудачи и всегда неизменно верить в хорошее! Мы все действительно считаем, что оптимистам легче и веселее живется. Но почти никто из нас не верит, что оптимизм или пессимизм можно развить в маленьком ребенке - и зря!
Обучить малыша оптимизму так же возможно, как обучить хорошим манерам. Правда, при этом и сами учителя должны быть достойными примерами.
А значит, эти две книги от издательства «Манн, Иванов и Фербер» о том, как выращивать жизнелюбивых и эмоционально стойких ребятишек пригодятся вам и для самих себя тоже – в конце концов, научиться смотреть на мир с оптимизмом и контролировать свои эмоции можно не только в детстве, но и в любом возрасте!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев