Эмоции — как вода. Они так же текучи и переменчивы и могут пройти, не оставив следа. А могут причинить много ущерба, если поток слишком сильный. В них можно и утонуть.
Дети еще не умеют чувствовать себя свободно в этой стихии (впрочем, далеко не все взрослые тоже). Поэтому даже небольшое переживание может казаться им настоящим концом света: ребенок безутешно плачет над «неправильно» нарезанной котлетой или чересчур громко кричит от радости при виде игрушки. Для нас это мелководье, но с точки зрения ребенка — он на глубине и вот-вот утонет.
Стратегическая задача — научить ребенка саморегуляции, то есть способности преодолевать эмоциональный стресс и возвращаться к спокойному состоянию. Как же ему помочь? Стратегии «в народе» разные:
🌀 Можно делать вид, что ничего не происходит, просто игнорировать и верить, что ребенок сам выплывет. Но это как раз тот случай, когда утонуть не утонет, но вред может получить. Ребенок, с которым систематически применяли эту стратегию, будет беззащитен перед «глубокими водами» сильных эмоций и чуть что — начнет тонуть.
🌀 Можно попытаться отвлечь ребенка — скакать «по берегу» перед «тонущим» ребенком и кричать: «Ну что ты расстраиваешься! Посмотри, вот бабочка летит!». Так взрослые трясут бубенчиками перед рыдающим младенцем, рассказывают сказку плачущему трехлетке, включают мультик, когда первоклашка разволновался перед выступлением.
Да, тут мы учим ребенка определенной стратегии совладания с эмоциями: если не можешь успокоиться — поищи новую порцию впечатлений. Это эффективная стратегия, но у нее есть побочные последствия — например, это первый шаг к «гаджетозависимости».
🌀 Можно ринуться спасать ребенка — «прыгнуть с обрыва» и начать тонуть вместе с ним. Картина выходит печальная: ребенок тонет у берега, а родитель, барахтаясь на глубине, кричит: «Сколько раз тебе говорить — успокойся! Видишь, до чего ты меня довел?!» Это случается сплошь и рядом, и часто ненамеренно, — просто дети так устроены, что умеют затронуть у родителей самые тонкие и уязвимые места.
🌀 Вот второклашка расстроился, что домашнее задание никак не дается. Сначала родитель сочувствует и старается помочь успокоиться, потом ворчит про себя «ну когда же он перестанет хныкать», потом кричит «да замолчи ты уже и делай задание!», а заканчивается все нередко шлепками и подзатыльниками — потому что взрослый уже завелся сильнее ребенка, он ощущает свою беспомощность и включает «тяжелую артиллерию».
☂ Внимание, правильный ответ: оставаясь одной ногой на берегу, другой шагнуть в воду и помочь ребенку выбраться из пучины. У печали по поводу неправильно нарезанной котлеты есть дно, и вместе вы можете достигнуть его, оттолкнуться и выбрать наружу. Если без метафор: оставаясь эмоционально стабильным, нужно почувствовать переживание ребенка и помочь пройти через него спокойно и последовательно.
Какая последовательность?
В другой публикации.
М. Берхин
#эмоцииребенка #эмоциональныйинтеллект #воспитаниесаморегуляции
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев