Генрих Лозаннский (по-разному известный как из Брюи, Клюни, Тулузы, Ле-Мана и как Диакон, иногда называемый Генрихом Монахом или Генрихом Петробрусянином) - французский проповедник первой половины 12 века. Его проповедь началась около 1116 года, а умер он в заключении около 1148 года. Его последователи известны как хенрикианцы.
Жизнь и учения
Практически ничего не известно о происхождении или ранней жизни Генриха. Вероятно, он получил приказ в бенедиктинском аббатстве Клюни. Если упрек святого Бернарда (Ер. 241) верен, Генрих был монахом—отступником - черным монахом-бенедиктинцем, согласно хронисту Альберику де Труа Фонтену.
Генрих был странствующим проповедником. Он был высоким, харизматичным аскетом, с бородой и длинными волосами. Его голос был звучным, а глаза сверкали огнем. Он ходил босиком, перед ним шел человек с посохом, увенчанным железным крестом; он спал на голой земле и жил подаянием.[2]
Когда Генрих прибыл в епископальный город Ле-Ман в 1101 году, вероятно, из Лозанны, епископ Хильдеберт отсутствовал, и Генриху было разрешено проповедовать с марта по июль, что было зарезервировано для обычного духовенства, и вскоре он приобрел значительное влияние на людей. Знания о его служении в основном основаны на слухах из брошюры аббата Петра Клюнийского. Говорят, что он проповедовал покаяние, отвергая как заступничество святых, так и вторые браки. Женщины, воодушевленные его словами, отказывались от своих драгоценностей и роскошной одежды, а молодые люди женились на проститутках в надежде исправить их[3].
По его наущению жители Ле-Мана вскоре начали пренебрежительно относиться к духовенству своего города и отвергать всякую церковную власть. По возвращении из Рима Хильдеберт устроил публичный диспут с Генрихом, в ходе которого, согласно "Acta episcoporum Cenomannensium" мавриста Антуана Божендра, Генрих был признан виновным не столько в ереси, сколько в невежестве. Однако он был вынужден покинуть Ле-Ман из-за своего антиклерикализма[4] и, вероятно, отправился в Пуатье, а затем в Бордо. Позже мы находим его в архиепархии Арля, где архиепископ арестовал его и передал его дело в трибунал папы римского.
В 1135 году архиепископ Арля привел Генриха к папе Иннокентию II на Пизанском соборе, где его осудили за еретические взгляды и велели вернуться в монастырь.[5] Похоже, что святой Бернар предложил ему убежище в Клерво. Вместо этого он вернулся в Миди, где попал под влияние Питера Брюса.[6] Он принял учение петробрусовцев около 1135 года и распространил его в измененной форме после смерти его автора.[7]
Около 1139 года Петр Клюнийский написал трактат под названием Epistola seu tractatus adversus Petrobrusianos (Migne, патр. лат. clxxxix) против учеников Петра Брюса и Генриха Лозаннского, которого он называет Генрихом Брюсом, и которого на момент написания он обвиняет в проповеди, во всех епархиях на юге Франции, ошибки, которые он унаследовал от Петра Брюйского. Согласно Петру Клюнийскому, учение Генриха сводится к следующему: отказ от доктринального и дисциплинарного авторитета церкви; признание Евангелия, свободно интерпретируемого как единственное правило веры; осуждение крещения младенцев, евхаристии, жертвоприношения мессы, причастия святых и молитв за умерших; и отказ признавать какую-либо форму поклонения или литургии.
Успех этого учения очень быстро распространился на юге Франции. Говоря об этом регионе, святой Бернард (Ер. 241) говорит: "Церкви остались без стад, стада без священников, священники без чести; одним словом, ничего не осталось, кроме христиан без Христа".[8] Несколько раз святого Бернарда умоляли сразиться с новатором на сцене о его подвигах, и в 1145 году, по просьбе легата Альберика, кардинала-епископа Остии, он отправился в путь, пройдя через епархии Ангулема и Лиможа, пробыв некоторое время в Бордо и, наконец, достигнув еретических городов Бержерак, Периге, Сарла, Каор и Тулуза. При приближении Бернарда Генрих покинул Тулузу, оставив там много сторонников, как благородного, так и скромного происхождения, и особенно среди ткачей.
Смерть и наследие
Красноречие святого Бернара и его чудеса, о которых сообщалось, обратили многих, и Тулуза и Альби были быстро восстановлены в римской ортодоксии. После приглашения Генриха на диспут, на котором он отказался присутствовать, святой Бернар вернулся в Клерво. Вскоре после этого Генрих Лозаннский был арестован, предстал перед епископом Тулузы и, вероятно, заключен в тюрьму пожизненно. В письме, написанном в конце 1146 года, святой Бернар призывает жителей Тулузы искоренить последние остатки ереси. Однако в 1151 году в Лангедоке все еще оставалось несколько последователей Генриха Лозаннского, поскольку Мэтью Пэрис рассказывает (Хроника 1151 года), что молодая девушка, которая выдала себя за чудесное вдохновение от Девы Марии, по слухам, обратила большое количество учеников Генриха Лозаннского.
Невозможно однозначно отнести к энрикианцам одну из двух сект, обнаруженных в Кельне и описанных Эвервином, ректором Штайнфельда, в его письме к святому Бернарду (Migne, Patr. Lat., clxxxii. 676-680), или еретиков из Перигора, упомянутых неким монахом Херибертом (Мартин Буке, Рекуэль история голов и Франции, XII.550-551).
Согласно британскому пуританину, преподобному доктору Уильяму Уоллу, "петробрусиане, иначе называемые "хенрикианцами", принимали водное крещение и все же отрицали крещение младенцев.... Питер Бруис и Генри [из Лозанны] были двумя первыми антипедобаптистскими проповедниками в мире ".
Свидетели Иеговы предполагают, что Генрих Лозаннский, возможно, был одним из длинного ряда "подлинных помазанных христиан", которые защищали библейскую истину на протяжении веков.[9]
Ссылки
Costen, Michael D. (1997). Катары и Альбигойский крестовый поход. Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. стр. 84. ISBN 0-7190-4331-X. таинства.
^ Создать карусель Добавьте описание Эта статья включает текст из публикации, которая в настоящее время находится в общественном достоянии:Alphandéry, Paul Daniel (1911). "Генрих Лозаннский". В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. Том 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 298-299.
^ Мур, Р. И. (1995). Рождение популярной ереси. Торонто: Издательство Университета Торонто совместно со Средневековой академией Америки. стр. 36. ISBN 0-8020-7659-9. OCLC 33104971.
^ "Генрих Лозаннский", Краткий Оксфордский словарь христианской церкви, УП
^ Уокер 2014, стр. 298.
^ Müller, Daniela, "Henry of Lausanne", Религия прошлого и настоящего. Брилл, 2006ISBN 9789004146662
^ Вебер, Николас. "Петробрусцы". Католическая энциклопедия, том 11. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1911. 12 мая 2020 г. Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии. Создать карусель Добавьте описание
^ Мур 1995, стр. 39.
^ Сторожевая башня, 15 августа 2012 г., стр. 1
Источники
Петр Клюнийский, Трактат против Petrobrussianos, найденный в Migne, Patrologia Latina, том 189, стр. 720-850.
Les Origines de l'hérésie albigeoise, by Vacandard in the Revue des questions historiques (Paris, 1894, pp. 67–83).
У. Уолл: соч. цит. по. I стр. xliv.
Уокер, Уиллистон (2014). История христианской церкви. Скрибнер.
Внешние ссылки
Статья о петробузианцах в католической энциклопедии
Статья о Хильдеберте Лаварденском в католической энциклопедии
Церковь и империя от Medley
История христианской церкви, том V: Средние века. 1049-1294 гг. н.э.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев