Для Мозырско-Припятского Полесья (Житковичский, Петриковский, Калинковичский и Мозырский районы), характерно широкое распространение и сохранность рождественско - колядного комплекса праздников.
Началом этого периода был праздник Рождества Христово, завершающим - Крещение.
Жители Мозыря и Мозырщины рассказывали, что весь период с 6 по 19 января был известен под названием «святыя вечары». В общей структуре зимних колядно-новогодних праздников существовали и колядно-поздравительные шествия колядовщиков, и празднование «трох куццяў» (две из них были «голодными», постными, а день канун Нового года называли «богатой» кутьей), вождение козы и хождение со звездой, гадания, различные приметы и поверья, исполнение колядных и «велічальных» песен. Щедрование на Мозырщине происходила в типовой форме, характерной для восточнославянских праздничных ритуалов посещения колядующими всех домов, «велічання-віншавання іх гаспадароў і дзяцей».
В работе П. В. Шейна “Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края” размещены записи о том, что Коляды были самыми веселыми праздниками для крестьян. Сельскохозяйственные работы были закончены, имелись запасы хлеба. Крестьяне отдыхали.
К Колядкам тщательно убиралось жилище и хозяйственные постройки. А во все «святыя вечары» запрещалось работать: шить, вязать, плести, рубить топором. Связано это с поверьем, что дети и животные, которые должны появиться в скором времени, могут быть покалечены.
Канун праздника Крещения отмечали во всех районах Мозырско-Припятского Полесья («посная», «галодная куцця», «крашчэнская куцця», «посная каляда»).
На Крещение освещали воду в церкви и приносили ее домой. Крещенская вода считалась святой, ее хранили в семье как оберег.
До нашего времени сохранились записи традиций празднования Крещения в Мозырском Полесье.
“У еты дзень на цэлы год воду свецяць” (д.Телепуны, воспоминания Бороновской Анны Даниловны, 1928 г.). Считалось, что освещенная вода обладала магическими, целебными и очищающими свойствами. Крещенской водой окропляли “як пакойнік умрэ” (д.Белая, воспоминания Майстрович У.И., 1928 г.р.). “Яна (вада) ад нечысці ўсякай, ад хваробы памагае. Яе нада натошчак па чуць-чуць піць” (г. Мозырь (Телепуны), воспоминания Бороновской Анны Даниловны, 1928 г.р.). Освященной водой окропляли “дрэвы, окны, жывёлу, хлеў, вуглы, каб агарадзіць ад нячыстай сілы і ведзьмы” (г. Мозырь, Лицкевич Анастасия Федоровна, 1929 г.р.). Жители д.Козенки считали, что, “гэта вада ісцэляет і опухаль снімает”, “ў студзень кажды п’е па тры глаточкі, каб быць здаровым, у глаза ўцірае. Ліцо, цела, рукі мыюць, свецяць дом” (записано от Савич В.Р. , 1930 г.р.).
Сохранились сведения и о том, что: “Крэста на рэке з лёда высеквалі і бралі воду (на рэке тады быў бальшой талшчыны лёд), тады носяць у цэркаў эту воду ў бальшыя такія чаны. Тады бацюшка свеціць і нам налівае воду. Воду неслі дамоў. Даюць усім папіць і ўмыцца обязацельно. Для здароўя свячонай вадой очэнь харашо. Ва ўсіх углах папырскаюць, каб свяцоная была кварціра, штоб нічога плахога не завадзілася, штоб ўсё харашо было” (г. Мозырь, воспоминания Мурашко Марии Романовны, 1934 г.р.; Носонович Дарьи Адамовны, 1937 г.р.).
Магическими свойствами, считалось, обладает и колядный хлеб. На Коляды “пірагі пяклі”, а калі заканчваліся святкаванні, на “Крашчэнне”, акраплялі такі “піражок” пасвечанай вадой і аддавалі карове (д. Белая, от Майстрович У.И., 1928 г.р.).
В народе говорили: «Крашчэнне - Калядам прашчэнне».
С Крещением Вас, друзья!
Использованная литература:
1)Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем. Авторы: Александра Гурко, Игорь Чаквин, Галина Касперович
2) “Каляндарна-абрадавы фальклор Гомельшчыны”. Автор: В.С. Новак.
3) Записи этнографических экспедиций из фондов Мозырского объединенного краеведческого музея.
Посмотреть все изображения
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев