Дом с мезонином - редкая достопримечательность, которую обязали восстанавливать местных жителей
Усадебный комплекс, находящийся на улице Никитинской, давно известен не только местным краеведам или историкам. Этот дом является одной из визитных карточек нашего города и на него, в прямом смысле слова, едут смотреть жители даже других городов. Говорю так, потому как лично знаю таких. Но чем он настолько уникален? Дело в том, что это единственная не только в Воронеже, но и области, своего рода достопримечательность - уцелевший дом с мезонином. Более того, это один из нескольких десятков домов, уцелевших в Воронеже в годы Великой Отечественной войны. Вы не поверите, но уцелел он как раз благодаря фашистам. А сейчас этот дом, представляющий историческую и культурную ценность, состоящий на госохране, никому не нужен и восстанавливать его никто не хочет. Хотят только местные жители, их это делать как раз и обязали. Почему так? Сейчас расскажу.
На самом деле, это строение - не просто одинокий дом, это усадебный комплекс, состоящий из четырех зданий. Рядом с деревянным домом стоит кирпичный флигель, который является более старым зданием. Считается, что это самое старое здание всего комплекса. Построен он был еще в 1875 году и принадлежал жене воронежского полковника по фамилии Жданович. Правда владела она им недолго, потому как практически сразу продала семье Северцовых. Продала не только флигель, но и весь комплекс, который здесь тогда только развивался. Рядом еще один кирпичный флигель и еще один дом, двухэтажный. В настоящее время в тот самом, старом кирпичном флигеле, расположен магазин, владельцы которого, по сути, перестроили здание, когда возвели там еще и второй этаж. Насколько известно, здание тогда уже носило статус охраняемого объекта.
Вернемся к семье Северцовых. Слышали когда-нибудь о том, кто такой Николай Северцов? Знаменитый русский путешественник, зоолог и географ. Северцов считается одним из самых знаменитых в мире исследователей Средней Азии. На эту тему он написал множество трудов, которые и по сей день особенно популярны среди географов. Вот как раз его брат - Александр Алексеевич, и приобрел этот самый усадебный комплекс на Никитинской. Александр Алексеевич был тогда председателем Воронежского отделения общества взаимного поземельного кредита. Ну а сам Николай Северцов, как известно, одно время даже тут проживал - во второй половине 1870-х.
В 1883 году был построен тот самый деревянный дом, который мы можем наблюдать сегодня. Построен он был по заказу поручика Плотникова знаменитым в то время воронежским архитектором Ястребовым. Кстати, в честь поручика усадьбу и называют по сей день "усадьбой Плотникова". Плотников был представителем коренного Воронежского дворянства, участником Крымской войны, героической обороны Севастополя. Вообще, в те годы в Воронеже было довольно много известных людей, имевших тот или иной воинский чин или участвовавших в тех или иных сражениях. Более того, воронежские вояки были известны далеко за пределами города. Например, довольно много героев родом из Воронежа было в годы войны с Наполеоном. А про знаменитую оборону крепости Осовец слышали? Это был тоже наш Воронежский, а точнее - Землянский полк. Но, вернемся к дому.
Тот самый деревянный дом являет собой довольно редкое, для нашего города, архитектурное строение. Редким он является потому, что в нем, с улицы Комиссаржевской, сохранился мезонин и мансарда. Мезонин - довольно интересное название, которое можно перепутать с каким-нибудь лекарством, например. На самом деле, так в архитектуре называется надстройка над средней частью дома, по высоте - ниже полного этажа. В нашу, русскую архитектуру, такие строения пришли из Италии. Вот такая надстройка и сохранилась как раз по сей день на Никитинской. Таких в городе больше нет.
Но есть у этого дома и еще одна особенность, которая коренным образом отличает его от аналогичных строений. Дело в том, что когда Плотников только планировал построить этот дом, то он хотел сделать его двухэтажным - каменный первый этаж и деревянный второй, ну и мезонин естественно. Заказал проект Ястребову, который отрисовал все как положено и пошел в городскую управу получать добро на строительство. Но тут произошло непредвиденное - проект к строительству не допустили. А все потому, что городской строительный устав того времени не разрешал делать подобного рода дома с мезонином и деревянным верхом. В общем, подумали Плотников с Ястребовым и решили строить вообще одноэтажный дом.
Кстати, далее по улице можно увидеть тоже одноэтажные, но уже чисто каменные дома. Это тоже было построено по заказу Плотникова, но немного позже. Также вы можете сказать, что все-же видели на Никитинской, дом 4, строение как раз таки с кирпичным первым этажом и деревянным вторым. Дело в том, что построено оно уже немного позже - в 1903 году, по заказу статского советника Александра Либана. Его так и называют сейчас "дом Либана".
Но вернемся к немцам, благодаря которым этот дом дожил до наших дней в целости и сохранности. Тут довольно интересная история, на самом деле. В то время, когда у нас в городе "гостили" фашисты, в доме номер 4 располагался их штаб, а в соседнем, доме номер 2 - бордель. Бордель, как вы понимаете, был для них более ценным заведением, нежели какой-то штаб, поэтому его хранили как зеницу ока. Ну а для пущей сохранности они решили сделать для него довольно своеобразную защиту. Притащили из окрестных домов обычные советские шифоньеры, то есть шкафы, поставили их плотно друг к другу и наполнили внутри булыжником, который наковыряли из мостовой. Как говорят очевидцы, эти самые шкафы стояли плотно друг к другу и на высоту выше конька здания. Собственно поэтому он и остался в целости и сохранности в годы войны.
Кстати, чтобы еще добавить уникальности к истории этого усадебного комплекса, расскажу о том, кто в нем жил. А жили в нем люди, благодаря которым, по сути, у нас в городе появился Воронежский государственный университет. В годы Первой мировой, когда в Воронеж были эвакуированы сотрудники Юрьевского университета, часть из них как раз таки и поселили в этом комплексе. Одним из жильцов был историк Василий Регель. Кто учился в ВГУ, тому наверняка знакома эта фамилия, потому как Регель является первым в истории ректором университета. Именно благодаря его инициативе сотрудники Юрьевского университета переехали в Воронеж и затем уже здесь основали ВГУ. После ректорства он еще некоторое время работал в музее древности ВГУ.
Казалось-бы, с какой стороны не посмотри, у этого усадебного комплекса уникальная и богатая история. О его истории можно написать не одну статью, настолько много всего тут происходило. По логике, и этот самый дом с мезонином должен быть включен в список объектов культурного и всевозможного архитектурного наследия. С одной стороны, это так и есть, потому как дом стоит на государственной охране аж с 1987 года. Тем не менее, например касаемо флигеля, о котором сказано выше, никакая госохрана не помешала его перестроить. А что же с самим домом, почему он сегодня выглядит вот так? Ведь с 1987 года прошло уже очень много лет.
Дело в том, что часть квартир в этом доме выкупил один из предпринимателей. По последним данным, в двух квартирах еще продолжают жить люди, остальные либо заброшены, либо в них оборудованы офисы. За самим деревянным домом кроме местных жителей никто ухаживать не хочет. Оно и понятно, ведь они там живут, но есть один момент - этот дом стоит на госохране, то есть должен содержаться в надлежащем виде, его должны реставрировать, никоим образом не перестраивать. Это просто противозаконно. Вы думаете местные жители не обращались в различные инстанции по данному вопросу? Обращались и по этому поводу и по поводу текущего обслуживания. Но, ТСЖ тут меняются как перчатки, никто не хочет связываться с домом, который стоит на особом учете.
Много куда обращались местные жители, чтобы добиться восстановления этого дома. В итоге, им пришли иски в суд, который донес до них следующую информацию: "Управление по охране объектов культурного наследия обязало собственников квартир отремонтировать дом собственными силами и за свои средства, в соответствии с научно-проектной документацией, которую жильцы должны еще дополнительно заказать за свой счет. В случае неисполнения постановления суда, местным жильцам грозит штраф в 10 тысяч рублей ежемесячно, до полного восстановления этого дома". Честно говоря, тут даже нечего добавить, это какая-то параллельная реальность. Сложно представить, что такое возможно, потому как это против любого здравого смысла...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев