У-2 – это биплан 1928 года выпуска. На нём курсанты летали до 1959 года. Здесь переучивали авиатехников, механиков, стрелков, радистов ВВС, присланных с фронта. Через три месяца их на полгода направляли в школы военных пилотов, а оттуда – на фронт.
Как пишет Щербинко, в первый год в училище не хватало топлива, из-за чего учебные полёты задерживались на три месяца, и курсанты получали только теорию. Не хватало лётно-технического состава, самолетов и лётных полей. Курсанты жили в землянках. Работу училища за 1943-1944 годы признали неудовлетворительной: планировали 35 тысяч лётных часов, а осуществили 10 тысяч, хотели подготовить 697 лётчиков, а выпустили 186.
Город помогал училищу чем мог. К середине 1944 года построили саманные казармы для курсантов, дома для офицеров, учебный корпус. Полёты проводились бесперебойно. Несмотря на трудности в годы войны, училище подготовило около тысячи пилотов, в их числе Герои Советского Союза и три кавалера Золотой Звезды.
17-летний Борис Волынов учился основам лётного дела у недавних фронтовиков, военных лётчиков. Летал на самолете Як-18, поступившем в училище в конце 40-х. В мирное время обучение в лётном училище длилось четыре месяца. Парень окончил его в 1953 году.
В 1960 году павлодарское лётное училище расформировали, самолёты перегнали в учебный авиаполк Славгорода. Казармы и корпуса достались Павлодарскому индустриальному институту. Сейчас в здании 1958 года работает ТД «Гулливер». По территории бывшего военгородка проложили ул. Кутузова (проспект Назарбаева).
В отряде с Гагариным
Своё образование Волынов продолжил в Сталинградском военно-авиационном училище летчиков под Новосибирском. Потом служил старшим лётчиком в авиачастях Московского округа ПВО, летал на реактивном истребителе МиГ-17, достигавшем звуковой скорости, жил в Ярославле.
В 1959 году в часть приехал подполковник военной медицины и вызвал Волынова в штаб. Перед беседой с него взял расписку о неразглашении и предложил летать на аппаратах быстрее истребителей. Парень сразу согласился.
Потом была медкомиссия в Центральном военном научно-исследовательском испытательном авиационном госпитале Москвы – единственном в Союзе, где дозволялось проводить испытания на людях. Комиссия длилась 40 дней.
На испытаниях в центрифуге нужно было выдержать перегрузку 8 g (единиц ускорения свободного падения) в течение двух минут. Волынов выдержал три минуты. В барокамере перенёс давление, как на высоте 15 тысяч метров, при котором другие теряли сознание.
Таким образом из трёх с половиной тысяч человек выбрали двадцать. 7 марта 1960 года счастливчикам раскрыли тайну, что это был отбор в первый в мире отряд космонавтов. Из воспоминаний Волынова:
– Я знал, что предстоит испытательная работа на новой технике, на летательных аппаратах с большими скоростями. О космосе нам тогда никто ничего не говорил. А когда мы задавали вопросы, они оставались без ответов. С другой стороны, это всё нам было очень интересно. Люди приходили в отряд в разные дни, но 7 марта пришла самая большая группа, 12 человек. Кроме меня, в ней были Гагарин, Титов, Леонов, Быковский…
С Юрием Гагариным Волынов сдружился на учебных парашютных прыжках. Потом они были соседями по площадке в Звёздном городке, дружили семьями. Борис Валентинович тяжело переживал гибель друга.
Почти десять лет Волынов готовился к полётам на кораблях «Восток» и «Восход». Тренировки совмещал с учёбой в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Жуковского, где получил квалификацию лётчик-инженер-космонавт. Защищался вместе с Валентиной Терешковой.
Живой метеор
Первый полёт Волынова состоялся 15 января 1969 года на космическом корабле «Союз-5». Впервые произведена стыковка космических кораблей. 14 января на орбиту вышел корабль «Союз-4» с космонавтом Владимиром Шаталовым. На следующий день с Байконура стартовал «Союз-5» с Борисом Волыновым, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым.
На одном корабле был штырь, на другом – приёмный конус, стыковочных люков не было, поэтому Хрунов и Алексеев через открытый космос перешли в «Союз-4». В состыкованном состоянии корабли пробыли четыре с половиной часа. ТАСС объявил, что впервые на орбите Земли создана экспериментальная космическая станция.
На «Союзе-5» остался один Волынов. 18 января во время спуска произошла авария: от его капсулы не отделился приборный отсек, и вся эта тяжёлая конструкция, вращаясь, понеслась к Земле. Перегрузки выросли до 10 g – выше тренировочных. До столкновения с Землёй оставалось 40 минут.
По радио Волынов сообщил Центру управления полётами: «Я Байкал! В левый иллюминатор вижу антенну!» Из-за секретности нельзя было сообщать о неполадках. На Земле поняли, что корабль не разъединился, но помочь не могли, связь с космонавтом пропадала.
Борис Валентинович понял, что повлиять на ситуацию не в силах, поэтому решил сохранить записи из бортжурнала о стыковке кораблей – она прошла совсем не так, как на тренажёрах. От этих сведений зависят жизни следующих космонавтов. Из воспоминаний Волынова:
– Я выдернул из бортжурнала листочки, которые касались стыковки, засунул в середину, сложил их крепко и замотал бинтом, чтобы потуже было. Вы знаете, при пожаре книжка, когда сложена плотно, горит по краям, а в середине остаётся информация.
Падая на Землю, космонавт каждые 15 секунд передавал показатели приборов. Сохранились записи его голоса, пробивающегося сквозь радиопомехи: «Я Байкал! Объект перешёл на баллистический спуск. Я Байкал! Объект вращается».
На высоте 90 км взорвались отработанные топливные баки. Взрыв освободил спускаемый аппарат от лишнего груза. Капсула превратилась в вертящийся огненный метеор. Металлическая обшивка расплавилась, в кабине от гари было невозможно дышать.
Осталось 12 минут до Земли. Борис Валентинович подумал, что автоматика может не сработать и парашют не раскроется. Так же, как у его друга Владимира Комарова, погибшего при посадке в 1967 году. Волынов входил в комиссию по расследованию его гибели:
– При мне открывали тело Владимира Михайловича Комарова, и мы снимали данные, что человек делал, в какой позе находился, до чего дотягивался, может быть, чем-то управлял. Это был 1967 год. А в 1969-м я сам оказываюсь в подобной ситуации и понимаю – итог будет таким же.
На высоте 10 километров парашют раскрылся, но стропы начали закручиваться и купол приобрёл грушевидную форму. Двигатели мягкой посадки сработали поздно – в метре от земли. Удар был такой страшной силы, что у Волынова сломались корни зубов на верхней челюсти.
Последние его слова на записи: «Приехали… Ну и отлично… Да… Могло быть всё гораздо хуже…»
Из-за аварии спускаемый аппарат упал на 600 километров дальше намеченной точки, поэтому его нашли не сразу. Космонавт смог вылезти наружу и попал в новые экстремальные условия – заснеженная степь, мороз – 38 градусов. Оранжевый парашют случайно заметил рейсовый самолёт и передал координаты военным.
Первое, о чём Волынов их спросил: «Я поседел?» Солдат ответил: «Нет».
Сумасшедший террорист
Экипаж «Союза-4» благополучно приземлился днём раньше около Караганды. Его нашли через пять минут после посадки. Всех космонавтов, включая травмированного Волынова, срочно доставили в Москву. О стыковке кораблей гудел весь мир, а авария держалась в тайне. На кинохронике видно, как по центру Москвы движется кортеж, четверо космонавтов едут в кабриолете, их приветствуют тысячи граждан.
На подъезде к Кремлю раздались выстрелы. Кто-то из толпы обстрелял первый автомобиль с космонавтами Терешковой, Береговым, Леоновым и Николаевым. Террорист выпустил десять пуль из двух пистолетов, убил водителя, ранил Николаева и офицера охраны. Георгия Берегового посекло стеклом, но он успел перехватить руль и остановить машину.
Кабриолет с Волыновым двигался сзади в пяти метрах. Стрелка сразу задержали. Им оказался младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин. Он был убеждён, что стреляет в Генсека ЦК КПСС Брежнева. Ильина признали невменяемым и на 20 лет закрыли в психиатрическую клинику.
Возвращение в космос
Челюстную операцию Волынову сделали только через две недели отчётов, торжественных встреч и конференций. Всё это время он мучился нестерпимой зубной болью. Месяц питался через трубочку – пил бульон и соки. Психологи установили у него психологическую травму и сказали, что страх перед полётами он не преодолеет никогда.
Борис Валентинович сказал: посмотрим! Он множество раз прогонял в голове подробности катастрофы и заставлял себя вспоминать об этом без страха. В это же время активно занимался спортом и читал воспоминания фронтовиков о том, как они преодолевали посттравматическое стрессовое расстройство.
В отряд космонавтов Волынов вернулся уже в 70-м, а 6 июля 1976 года совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-21» вместе с Виталием Жолобовым. Они совершили первую экспедицию на орбитальную станцию «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток.
С 1983 по 1990 год Борис Валентинович был командиром отряда космонавтов. Стал кандидатом технических наук, опубликовал труды по эргономике космических летательных аппаратов, психологическим проблемам космонавтики и инфракрасной спектрографии Солнца.
Борис Волынов – дважды Герой Советского Союза, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», двух орденов Ленина, ордена Красной Звезды и других высоких наград. Он первый почётный гражданин Звёздного городка, а также Астаны, Байконура, Костаная, Иркутска, Прокопьевска и Калуги.
Может, в честь его столетнего юбилея стоит сделать его и почётным гражданином Павлодара, откуда началась его дорога к звёздам?
P. S. При подготовке статьи использовались материалы ТАСС, Музея космонавтики, работ А. Щербинко, газет «Аргументы и факты», «Звезда Прииртышья», д/ф «Падение из космоса».
Фёдор КОВАЛЁВ.
https://irstar.kz/lichnost/%d0%b2-%d0%ba%d0%be%d1%81%d0%bc%d0%be%d1%81-%d0%b8%d0%b7-%d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80%d0%b0/
Комментарии 2