Тринадцатое декабря. Воскресенье. Морозное утро. На Орлёнке в этот раз из электрички вышло очень мало людей.
Идём не через мостик и Малую Олху, а в брод через Большую Олху. Пропускаем, как обычно, всех вперёд и неспешно шагаем через развалины пионерского лагеря ко второму броду через Большую Олху. Эти зимние срезки тропы экономят десять минут, когда вечером бежишь на электричку.
Морозная и теневая сторона нижней тропы сразу проявляется в виде обледеневшей бороды. Сегодня тестируем поясную сумку, в которой батарейки для камер и аккумы для фотоаппарата должны выдержать любые морозы на животе под флиской.
А за Олхой солнце ярко освещает южные склоны гор.
Наконец то, за поворотом мы дороги тропы уже перед мостом мы входим в солнце! "Негреющее" зимнее Солнышко всё же греет.
Не смотря на морозы, льды всё ещё не всю Олху заковали в панцири, она по-прежнему шумит, бурлит во многих местах.
Глядим на далёкие ещё Зеркала с заболоченной долины Зырянского ручья. Морозность воздуха показывает не только ледяная борода, но и отказывающийся снимать видео фотоаппарат - сел первый комплект аккумов.
Сворачиваем с дороги на тропу, которая приведёт нас к Зеркалам, и с которой через перевал можно перемахнуть к горнолыжке, этим путём мы возвращались со Старухи в начале ноября. А сзади, с дороги, откуда мы пришли, нас догоняет собачий лай кучи собак. Кто-то гуляет с собаками из питомника?
И не успели мы дошагать до тропы-спуска с перевала, как нас обгоняет собачья упряжка и летящие нарты за ней. Они уносятся в сторону Зеркал. Неужели ББТшники так расширили ту тропинку через ёлки, что уже на собаках туда можно пролететь?
Не, всё встало на свои места перед петлёй тупика дороги. Собаки и нарты промчались навстречу нам. Но не в первую встречу, ни в эту, я не успел их снять.
Заход на тропу стал явно шире. Всё-таки ББТ приложили свои руки не только к табличкам и столбикам. Неужели и далее по тропе исчезли все те густые ёлки вдоль узкой тропинки?
Поднимаемся всё выше. Не, дальше тропа в своём прежнем виде.
Тропа повернулась вверх, и теперь мы идём прямо в Солнышко! А вдали нам видна залитая солнечным светом гора, вершину которой украшает Старая Крепость. Как же там красиво и тепло сегодня, а в наши два прихода этой осенью туда было пасмурно, снежно, а вокруг были лишь молочные стены.
Развилка. Щит "вы здесь".
Привет, привет, привет, Зеркала!
Мы на теневой северной стороне. А вот на Крепости сейчас хорошо! А тут мрачно и холодно.
Первоначальный план обедать на входе отметается. Пойдём к Зеркалу, потом за него, там должно быть Солнышко и дрова.
Напяливаем на ноги фонарики, сейчас будем нырять в снега и шагаем по тропе через курумник к Зеркалу.
Зеркала - одна из наших любимых скал. Но зимой гуляем вокруг них всего второй раз.
Сейчас идём в самую нижнюю часть, за Паровозную трубу. Эту часть хорошо видно со Старой Крепости, но мы ни разу сюда не спускались.
Вообще ЗеркалА, кроме самого ЗеркАла состоят из кучи башен и башенок, которые растянулись на приличное расстояние по гребню горы. Однажды в августе мы прошли через весь гребень. Но каждая башня настолько закрыта лесом, что ходя вдоль них трудно оценить масштаб всей этой "постройки". И лишь само Зеркало и вид с первой башни, дают частичное представление общих размеров.
А пока мы шаримся между нижними башенками. Тут повсюду прослеживаются тропы - зачем сюда ходят снизу через курумник?
В этой нижней части интересного места не нашлось. Поэтому мы поднимаемся в Зазеркалье - вдоль обратной стороны Зеркала. Сейчас, во времена очередного разгара массового туризма и расцвета туркоммерсов, зимой к каждой скале и вокруг неё имеются натоптанные тропы. Зеркала не исключение - через Зазеркалье вьётся хоть и присыпанная снегом, но хорошо видимая тропа. Причём она больше похожа на скат на ледянках вниз. Зато не надо лазить в глубоком снегу.
С обратной стороны Зеркало намного ниже. И то узкое место, ведущее к самой высокой точке Зеркала, по которому я смог залезть только вверх, а вниз слишком сыкотно, и по которому Геля спокойно лазила туда-сюда и летом, и снежной осенью, с этой обратной стороны и ниже, не выглядит таким уж узким.
Поднимаемся всё выше и выше, в поисках удобного места и дров для костра. Красивые жёлтые Башни. Спуск на нашу стоянку у Зеркала, здесь мы однажды залазили с Олей и Артемоном. Но места с Солнышком, видом и дровами тут нет.
Забираемся к воротам, ведущим внаружу к древней крепостной стене и обратно к Зеркалу. Слева рыжие камни-ступени, по которым мы всегда забираемся на Башню над Зеркалом и загораем под летним жарким Солнышком. Справа вторая Башня, на нее, по-моему, можно просто зайти ногами. Пойдём на неё, там, рядом наверняка есть дрова.
Вот на эту башенку справа Геля лазила в своих первых Зеркалах, вот в этом углу Серёжа орал Мишаню и мёда просил в походе под названием Трунь.
Обходим эту вторую Башню. Заходим ногами, но это не сама Башня, она вон там дальше и отсюда на неё не пройти. Но мы же там были? Как? Ааа, это надо вон там ниже пройти, но потом надо лезть по камням под снегом. Ладно, здесь есть солнце, вид на Шахтай и Саяны, и дрова, хоть не много и чуть ниже, но есть.
Костёр и обед!
Зажигалки замёрзли, поэтому разжигаем костёр с одной спички. Удачное место для костра - он самораздувается.
Пьём чай с традиционными уже бутерами с индейцем. Греемся у костра. Разглядываем дали: кроме Витязя и Ангарского, отсюда ещё видно Тролля, Бабушку, Шахтай и Фараона. Любуемся заходящим Солнышком, снимая его с разных точек.
Поясная сумка не сильно помогла. Один из комплектов аккумов для фотоаппарата не хочет даже включать его. Третий, который я сменил на входе на Зеркала, уже меньше половины. Да и батарейка в камере уже третья стоит. Хотя здесь, на месте обеда намного теплее, чем было по дороге сюда, даже на бороде нет льда.
Закатывающееся Солнышко опять долго протапливало гору, медленно опускаясь вниз, а потом, как обычно это бывает, резко провалилось. Как же это всегда красиво!
Время без десяти пять. Есть электричка в семь часов, но на неё уже надо бежать. А следующая сегодня аж в восемь тридцать - больше трёх с половиной часов до неё!
Собираемся и сидим у догорающего костра ещё двадцать минут. До электрички три часа двадцать минут. Придумываем план, как потянуть время - неспешно спускаемся к Зеркалу, потом идём не по тропе, а по дороге мимо Верблюда и сворота на Старую Крепость. Часа полтора это займёт.
Медленно, снимая и болтая идём "Вон ко входу". Спускаемся к курумнику. О, тропа ведёт в центр. Идём опять посмотреть на Зеркало. Фотка на прощание и мы выходим на широкую тропу на выход.
Вроде бы и медленно спускаемся, а прошло всего двадцать минут и мы у щита. До электрички ещё три часа!
Через шесть минут мы на развилке и идём отсюда направо - тянуть время.
Переходим замерзший, но ещё хорошо слышный ручей. Слушаем в темноте, как он журчит подо льдом. Включаю фонарик, а ноги стоят на мокрой наледи, прикрытой снежком - то есть мы слушали воду, стоя в воде.
За ручьём дорога закатана снегоходом. Наверняка гоняют на зимухи у Крепости.
Два сворота на Верблюда и зимуху около него.
Без пяти шесть спускаемся на дорогу и развилку к Старой Крепости. Надо замедляться. Притом что идти немного тяжко: четыре моих бутера за пару часов у костра - это всё таки перебор и обжираловка.
Болтая обо всём подряд, мы доходим до поворота на Зеркала, где мы днём свернули, за двадцать пять минут. Шесть двадцать.
Через десять минут следующая развилка, на Витязь. До электрички два часа! По летней тропе отсюда мы ходим за час двадцать. А по зимней - надо растягивать на два.
Через полчаса, как мы не пытались тянуть время, доходим до ключика. Утепляемся, в последнее что осталось - куртку. Экшен камера хоть и греется всё время под одеждой, но стоит её включить, как она через восемь секунд вырубается. В фотоаппарате замерзли не только аккумы, но и он сам еле включается: грею аккумы в руках, он включается и застывает. Меняю на отогретые под одеждой, но уже пользованные сегодня. Включается, но тоже на несколько секунд. Хорошо в телефоне ещё тридцать процентов, и банка хоть и полупустая, но в тепле.
До электрички ещё полтора часа. Идём, а пар изо рта в свете фонаря бежит впереди нас.
Большую Олху не бродим, как утром, а идём дальше, чтобы отметиться у щита "вы здесь". С остановки доносятся не то голоса, не то лай собак. Наверно собаки, люди всё уехали час назад, а до этой электрички ещё минут тридцать пять.
В восемь мы тыкаем в щит "вы здесь" и идём к остановке. Если электричка вдруг приедет, как и раньше в восемь четырнадцать, то мы уже будем на станции.
Бродим Малую Олху около моста - и река замерзла, и мост не уплыл, и даже полностью видно название.
Проходим питомник. Время восемь ноль шесть. И тут ...
Я ловлю дежавю...
На станцию слева выкатываются четыре ярко освещённых вагона. Электричка??? Как? Почему раньше?! Ступор. Бежать на неё - не успеем. Проверяю все часы. Всё верно - восемь ноль семь уже. Расписание ещё раз изменили??
А она стоит, светит окнами. Долго стоит. А мы тут, внизу в двух сотнях метров от неё.
Электричка уезжает. Бредём в непонимании на станцию. Ни одной машины уже нет. Какие то люди с питомника уходят пешком в сторону Рассохи.
Стоим на остановке. Мимо пролетают товарняки. Связи нет. Если это была электричка, что делать?
Да по любому она, только почему раньше??? **** и паника.
В голове начинают крутиться идеи: идти проситься переночевать в питомник, или тренить новогодний план с ночным костром?
Телефон замерз с не выключенным треком, камеры замерзли. Прячу камеры в рюкзак. Втыкаю банку в телефон.
Телефон включился. Трек остановлен. Время восемь двадцать. Спокойно. Ждём электричку по расписанию. Потом будем думать дальше.
Электричка не пришла. Значит, это была она...
Разглядываю расписание на остановке. Опа! В восемь сорок шесть есть электричка в Слюдянку. Скриншот из Туту, сделанный вчера в десять вечера, это подтверждает. Но этот же скриншот вёл на электричку к восьми тридцати, а она была на двадцать пять минут раньше!
Но выбора у нас нет. Переходим на другой перрон и надеемся, что хоть что-то правильное есть у РЖД.
Если всё так, то нам везёт - мы не замерзнем здесь нахрен, а скатаемся в Слюдянку, там ночью есть электричка, которая по тому же скрину и расписанию на стене здесь будет в пять пятьдесят. То есть там и ночевать то не долго. Ждём!
В этот раз РЖД не обмануло. Четыре ярких вагона останавливаются ровно в восемь сорок шесть.
Садимся в первый вагон. Тут прохладно, но всё равно намного теплее улицы!
Подходит кондуктор:
- Вам до куда?
- Вообще надо в Иркутск, но давайте до Слюдянки. И почему у вас электрички едут раньше расписания?
Тут нас ошарашивают:
- Встречная электричка? Так это Глубокинская опоздала. А ваша ещё где то едет.
Что? Опоздала? На час? Зимой? В воскресенье вечером?
И что-то она к нам прониклась и пожалела:
- Попробую связаться с ней и пересадить вас. Так что пока билет не буду продавать.
Через вагон пробегает один из машинистов, который уверенно сообщает: да, расписание поменялось же сегодня, и это была всё-таки Слюдянская.
Ладно, делать нечего. Покупаем билеты до Слюдянки. И по совету кондуктора переходим во второй - жаркий уже вагон.
Тут и правда, очень жарко. Разваливаемся. Раскладываем отогреваться батареи и телефон. Болтаем с камерами.
Девять двадцать. Санаторный. От Орлёнка мы в тридцати четырёх минутах.
Тут опять появляется кондуктор:
- Я пыталась связаться. Но тут связи нет. Извините, что не получилось вас пересадить. Вот ваша электричка, - и она показывает в окно, а там светятся окна той утренней такой же четырёхвагонной Слюдянской электрички!
Всё-аки это было опоздание электричек, что вполне в духе РЖД: Глубокинская на час, Слюдянская на час двадцать получается. А что, вполне нормально для декабря...
Ну, чтож. Еды у нас ещё хватает, чай есть. Мы отогрелись, есть не хочется, хочется спать. Электричка обратно в четыре утра - даже на работу не опоздаем.
Ждём связь.
За окном мелькают огни восточного берега Байкала. Едем вдоль КБЖД. Звоним, пишем, чтобы не теряли.
В десять сорок мы выходим на ночной Слюдянский перрон. А обычно мы в это время уже подъезжаем на автобусе к нашей остановке в Ангарске.
Идём на вокзал через мост и болтаем с кондуктором. Она сочувствует и сожалеет, что так вышло, говорит, что электричка будет в четыре ноль пять и вон она стоит на двадцать пятом пути в тупике. Так за разговором мы подходим к вокзалу. Кондуктор и все остальные с поезда уходят, а мы остаёмся на улице, чтоб поснимать ночной мраморный вокзал.
В Слюдянке тепло - всего минус восемнадцать! И это против двадцати пяти-семи, что были на Олхинщине!
Ни разу зимой ночью тут не был.
Покупаем билеты. Туалет. Там рядом есть дорогие комнаты отдыха с кроватями. В пятнадцатом году мы с Олей ночевали в одной из них, после первого Черского и сожженные загаром.
В соседнем зале с диванами, затянутыми карантинными ленточками, есть небольшой музей железной дороги.
Пробуем устроиться на неудобном железном кресле и поспать. Пять часов до электрички.
Три пятьдесят. Мы опять идём на электричку. И даже немного получилось подремать.
Садимся в последний из четырёх вагонов.
Спим часа полтора лёжа, пока в районе Трудного, не добрая кондуктор из этой электрички, не стала всех будить и поднимать: "Нельзя лёжа спать, вы платили только за одно место, а не за три!"
До Большого Луга продолжаем спать сидя и не собирая вещи. Но вот в Большом - в электричку хлынула толпа - еле успеваю собрать свои вещи из под диких тёток.
Ещё час дремоты и мы в Иркутске. Тут опять морозно - минус двадцать четыре.
Нам повезло: уезжаем на единственном из триста семьдесят вторых, что заезжает утром на вокзал, а так бы пришлось ещё час стоять ждать семьдесят пятый.
З. Ы. Из потерь у меня только два подмороженных пальца на левой руке. Ну и выспаться не вышло. Зато опыт и приключение мы получили.
https://ok.ru/mountaintrails/album/911494097490
Нет комментариев