Юра, мы всё проспали. Или почему "Москва" не стала народным лодочным мотором
Правительство СССР и лично Сталин, знали и видели, что советский спорт сильно отстает от мирового уровня. Вы спросите, при чем тут спорт и лодочные моторы? Начнём с конца войны... Автор статьи: Кирилл Кутейников
После войны всегда тяжело...Почему "Москва" стала народным мотором?Человек с древних времен пытался обуздать водную стихию, и год от года у него это получалось лучше и лучше. Самой главной целью всегда было удобство перемещение по водным просторам, с наименьшим временем. Так был придуман парус, модернизированы обводы корпуса, появилась паровая машина, потом появился винт вместо гребного колеса. Потом появился ДВС...
Фото: Кирилл Кутейников Но все эти достижения были под властью команды судна. Один человек не мог со всем этим справится, пока не появились малые моторные суда и подвесной мотор. Подвесной мотор тоже шел и идет до сих пор по пути развития и модернизации... Сегодня мы поговорим и об одном скачке пути в нашей стране в 50-ые годы.
Прошло несколько лет после Великой Отечественной Войны, и наступили тихие времена. Народ жаждал отдохнуть на воде, но все довоенные наработки в отрасли лодочных моторов канули в лету. Война стерла всё. Не было больше мотора ЛМ-7 (17л.с. 500 кубов)
ЛМ 7 мотор самого Чкалова Не стало его тяговитого брата ИМА-14 (12-14 лс 500 кубов) исчез легкий А-8 (8 л.с. 350 кубов). Вообще ничего не осталось кроме 2к175 (3.2-4 лс. 175 кубов), выпускаемого супер малой серией.
Правительство СССР и лично Сталин, знали и видели, что советский спорт сильно отстает от мирового уровня. Вы резонно спросите, при чем тут спорт и лодочные моторы?
Все просто. 27 декабря 1948 года появилось постановление ЦК партии о развитии всех отраслей спорта, в том числе и водно-моторного. Требовалось создать ряд новых лодочных моторов, для спортивных соревнований. А уж они, в свою очередь, попали и в народное потребление.
Автор на лодке. Мотор Москва Что мы имели уже к 52-ому году? ПОРАЗИТЕЛЬНО, но за 3 года заводы дали ряд абсолютно новых моторов. При том, в большом количестве - ЛМ -1 3 лошадиные силы 175 кубов, почти точная копия мотор 2к175, но удешевленная и более технологичная. Поэтому и потеряла 1 лс от Отца 2к175.
- Лм-20 "Чайка" (1.8 лс), копия английского British Anzani Pilot, выпускался в городе Щербаков ныне Рыбинск. - ЛМ 250 "Волга" (10 л.с. 250 кубов) - полностью наша разработка изготовленная в цехах Рыбинского моторного завода, в серию не пошел.
ЛМ 250 "Волга" - Серия моторов ЛММ - 6 и ЛМР-6, в различных модификациях (6 сил 250 кубов), выпускаемые так же в Рыбинске- ЦЛСИ - 5.
Мало о нем что известно, даже делал запрос в ВИСТИ где он разрабатывался, молчек... - ЗиФ-5 (5 л.с. 175 кубов) выгодно смотрелся на фоне своих братьев. Имел ручной стартер!
Да, это был прорыв! Столько всего разработать и пустить в производство за 3 года... Но когда наши специалисты смотрели на лодочные моторы империалистов, то понимали: "мы сильно отстаем".Это понимали и в правительстве. И были выделены деньги на покупку лицензии производства лодочного мотора Scott Atwater 7.5, его гордо назвали "Москва".
Ох и как же трепетал советский народ, перед этим новым мотором... Всё, абсолютно всё было удобно. Все плюсы были за ним: -реверс "вперед-назад" - ручной стартер - водопомпа, которая дает мотору работать на холостых - система откачки воды из лодки- выносной бачек на 20 литров - виброгашение от мотора к румпелю - и самое главное - от 8 до 10 л.с. Такие мощности нам были известны только до войны!
Лодочные моторы Scott Atwater 7,5 (слева) и Москва (справа) Те самые первые Москвы были абсолютной 100% копией Скоттов, и найти сейчас их очень сложно. Более того они отличались еще и великолепнейшей сборкой. Всё вымерялось с точностью до 2-х микрон. А потом маркировалось на каждой детали, чтоб выдерживать сборочные зазоры. Такой уровень сборки увы - просуществовал не долго.
Как только вырос спрос, так сразу упало качество...Когда передали производство в город Ржев, качество упало еще сильнее.Москву пытались модернизировать, причем в нужном ключе. Так появилась Москва - М, а потом и Москва 12,5 - великолепнейшие моторы.
Фото: Кирилл Кутейников (автор) Если собрать их так, как собирали первые "Москвички"... Но увы, с завода этого не делали. А потом упало и качество применяемых металлов. И спрос снизился до минимума.
А там уже появился мотор Ветерок. Пусть не такой мощный, но невероятно надежный, что и любил советский человек! "Москва! Крестьянин торжествуя На лодке обновляет путь"... Ниже - видео от автора статьи
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев