Святитель Евхарий Трирский [лат. Eucharius] (III в.), (пам. зап. 8
дек.), 1-й еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия). Достоверные сведения о
Евхарие не сохранились. В средневековых списках Треверских епископов его
преемниками названы Валерий, Матерн и Агреций, последний присутствовал
на Арелатском Соборе 314 г. (Conciles Gaulois du IVe siècle / Éd. J.
Gaudemet. P., 1977. P. 60). Вероятно, епископское служение Евхария
относится к сер. III в.
По преданию, святитель был похоронен к
югу от городских стен; кладбище было обнаружено во время археологических
раскопок 1957-1967 гг. под аббатством св. Матфия (Санкт-Маттиас).
Впосл. над могилой Евхария была сооружена часовня (cella). Согласно соч.
«Деяния треверцев» (XII в.), там был похоронен также свт. Агреций
(Gesta Treverorum. 23 // MGH. SS. T. 8. P. 153). В сер. V в. еп. Кирилл
восстановил часовню, построил поблизости мон-рь и перенес туда мощи
святителей Евхария и Валерия; впосл. там был похоронен и сам епископ
(Ibid. P. 158). Сохранилась эпитафия святителям, возможно изготовленная
по повелению Кирилла. Свт. Григорий Турский в соч. «Житие отцов»
сообщает о почитании в кон. VI в. святых - покровителей города: Е.,
Максимина и Ницетия (Greg. Turon. Vita Patr. XVII 4). Мон-рь Евхария в
пригороде Треверов (monasterium S. Eucharii(?) in suburbio trevirensi)
впервые упоминается лишь в 702 г. (Усков Н. Ф. Христианство и монашество
в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 91). Над
могилой святителей была сооружена базилика, разоренная норманнами (882).
Память Е. впервые упоминается в Мартирологе Рабана Мавра († 856) (PL.
110. Col. 1185).
Ко 2-й пол. X в. сформировалась легенда,
согласно к-рой Евхарий был одним из 70 апостолов, учеником ап. Петра,
к-рый рукоположил его во епископа и направил для проповеди христианства в
Галлию (Herigerus. Gesta episcoporum Leodiensium. I 5-11 // MGH. SS. T.
7. P. 167-170). Спутниками Е. были диак. Валерий и субдиак. Матерн. По
дороге, в Элегии (ныне Эль, Франция), Матерн заболел и умер. Миссионеры
отправились в Рим, где ап. Петр вручил им свой посох. Вернувшись в
Элегию, они коснулись посохом Матерна и воскресили его, после чего
обратили местных жителей в христианство и построили церковь. Затем
миссионеры прибыли в Треверы и начали проповедь христ. веры, совершив
ряд чудеса святой Евхарий стал епископом города, впоследствии он был
похоронен в построенной им кладбищенской ц. св. Иоанна Богослова. После
святителя кафедру занимали святители Валерий и Матерн. Эти сведения
вошли в «Деяния треверцев», где приведена датировка событий (прибытие
миссионеров в Треверы - 54, смерть святителя.- 77). Во 2-й пол. XIII в.
было составлено Житие святых, приписанное мон. Гольдшеру (XII в.). В нем
подробно рассказывается о чудесах, совершенных святым в Треверах.
Почитание
Е. как св. покровителя Трира поддерживалось монахами посвященного ему
аббатства (оно находилось в состоянии конфронтации с др. крупным
трирским мон-рем - св. Максимина). В 1127 г. в аббатстве Евхария были
обретены мощи ап. Матфия, якобы привезенные в город имп. равноап.
Еленой. Мон-рь стал крупным центром паломничества, а почитание святого
отошло на 2-й план. В XII в. был построен новый храм в романском стиле
(освящен Римским папой Евгением III в 1148), и монастырь получил
название во имя ап. Матфия. В наст. время аббатство принадлежит ордену
бенедиктинцев, церковь во имя святого имеет статус малой базилики (с
1920). В крипте храма находятся саркофаги святых Евхария и Валерия. День
памяти 09 декабря (22 декабря).
взято из- http://www.pravenc.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев