Улицы и части поселения Кандалакши в старину не имели официальных названий (погост с таким названием впервые упоминается в 1542 году).
Деление на части было условным. Так, часть села, лежащая на правом берегу Нивы, называлась Деревня, а на левом берегу — Зарека или Зарецкая сторона, изредка Малая сторона (этот термин применялся в письменных документах). А жителей соответственно именовали деревенскими и заречанами или зарецкими.
Деревня, в свою очередь, делилась на Верховье, Низовье, Вараку, Наволок, Зелениху, Подвараку (редко употреблялось) и Занаволок.
Селение со временем разрасталось, появились порт и лесозавод. В 1916 году построена железная дорога. Депо и станция Кандалакша были вначале в районе порта. Железнодорожный поселок, остатки которого сохранились около нынешнего рыбоконсервного комбината, назывался Тысячные Бараки. Название это закрепилось за бараками по верстовому столбу, который указывал расстояние от Петрограда до Кандалакши — тысячу верст.
Позднее железнодорожная станция была перенесена от села примерно на три версты. И эта часть поселка долго называлась Третья Верста. Можно было часто слышать подобный разговор местных жителей: «Дак далеко ли пошел, паря?» — «Да на Третью Вёрсту».
На месте, где сейчас лесобиржа и механический завод, в двадцатых годах появился Латышский поселок, или официально поселок имени Рудзутака. Образовали его латыши-колонисты, занимавшиеся промыслом и копчением сельди. К ним часто приезжал в гости Я.Э. Рудзутак, останавливаясь у одного из жителей Латышского поселка — К.П. Кибермана.
Промежуток между Третьей Верстой и Тысячными Бараками постепенно застраивался, и возникло деление на Верхнюю и Нижнюю Кандалакшу.
Дорога, что шла от села Кандалакши до теперешнего стадиона вдоль реки Нивы, называлась Лесной дорогой. И действительно, длительное время она проходила по незастроенной части Кандалакши через низкорослый болотный лесок с высокими соснами на буграх.
Шло время. Село превратилось в город. И хотя в нем давно есть названия улиц, но все же деление его на условные районы: Верхняя, Нижняя, Порт, Деревня, Нива-3 — осталось в обиходе.
Источник: Кольские карты
Фото: ПростоУчастник, Википедия
#краеведческиймузеймурманск #насевережить #топонимымурмана

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев