Первенцем химической индустрии Белоруссии, детищем первой советской пятилетки с гордостью называли Могилевский завод искусственного волокна им. В. Куйбышева . Слава о достижениях предприятия многие годы гремела фанфарами на просторах Советского Союза. В 1970 годы на заводе производили шелка — вискозный и меланжированный, окрашенный в черный цвет, вискозный штапель, целлофан, полиэтиленцеллофан, сероуглерод, сульфат натрия, сосисочную оболочку, которые поставлялись более чем 200 предприятиям СССР и во многие зарубежные страны.
Время символов
Сколько было радости, когда коллектив награждали как победителя Всесоюзного социалистического соревнования в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Награду оставили на заводе «на вечное хранение как символ трудовой доблести».
Через полвека, в год 100-летия упомянутой революции, приходится констатировать, что время символов кануло в Лету. Но разве может безвозвратно кануть память о трудовом энтузиазме первых строителей белорусского первенца?!
Как свидетельствует книга — фотолетопись завода, изданная в 1970 году, идея о строительстве такого предприятия в Белоруссии возникла еще в 1927 году. Следующий год стал временем утверждения плана строительства, заключения договоров с иностранными фирмами на изготовление технической документации и поставки оборудования. В день празднования Первомая в 1929 г. колонны демонстрантов с пением революционных песен направились на Тишовский пустырь, где под звуки «Интернационала» вмуровали в землю чугунную плиту со словами «Здесь заложены первые кирпичи Могилевской фабрики искусственного волокна». На ударную стройку стали прибывать сотни комсомольцев из разных уголков страны. В Могилев приехали иностранные специалисты (основное оборудование поставляла и монтировала немецкая фирма «Оскар Когорн»), которые колесили по городу на легковом автомобиле «Форд».
«Строительная площадка напоминала улей, — писал в воспоминаниях бывший заводской конструктор Позин. — На ней двигалось много людей, ведь вся «техника» заключалась в тачках, грабарках и «козах», с помощью которых носили на спине кирпичи для кладки стен». Чтобы придать торжественности событию, пуск опытной установки — производства в миниатюре — состоялся 1 мая 1930 года. В этот день первыми прядильщиками стали будущие начальники цехов, а также инженерно-технические работники, получившие первую нить с прядильной машины, которая была примерно в три раза короче производственной машины. Опытная установка, как и первая нить, и выбранная дата торжества, являлись символами времени, т.е. элементами пропагандистской «машины». В планах первой довоенной пятилетки значилось строительство в неокрепшем Советском государстве 518 предприятий и создание 1040 колхозов. Первая нить первенца большой химии Белоруссии — это звучало!
Участники митинга по поводу пуска опытной установки получили на память об историческом событии по кусочку нити — «еще сырой, желтоватой и странно пахнувшей». Строительство основных цехов и монтаж оборудования для пуска первой очереди продолжались. «В день 13-й годовщины Советской власти состоялся пуск фабрики,— вспоминал Позин. — После демонстрации 7-го ноября 1930 г. многие могилевчане направились к фабрике. Гости осматривали цеха, я также привел знакомую девушку. Состоялся митинг, затем в химическом корпусе, у мостика через приямок с измельчителями была перерезана красная ленточка». После торжества состоялся банкет в огромном здании для гаража, где гостей угощали «вкусным мясом с гречневой кашей и 200 граммами хлеба на каждого». Если отстраниться от идеологически выверенных воспоминаний, то самым памятным моментом для полуголодных участников был банкет с гречневой кашей и ломтиками черного хлеба вприкуску.
«Золотые» фильеры и ловкость рук
Теплым летним вечером довелось беседовать на лавочке возле «дома связи», как по привычке называют на улице Менжинского дом, где раньше находилась почта, с его жителями, прежде работавшими на заводе им. Куйбышева. Например, Нина Якушева трудилась 18 лет прядильщицей. К сожалению, у нее слабое здоровье: то ли из-за возраста, то ли из-за вредных условий работы.
— В прядильных машинах шелковые нитки, вырабатываемые из бумаги, пропускались через «золотые» фильеры,— рассказывает разговорчивая соседка прядильщицы Анна Осмоловская.
— На самом деле фильеры изготавливались из золота? — уточняю у собеседницы.
— Нет. Просто они были очень дорогие — на вес золота. В цеху прядильщицы работали, стоя на деревянных мостиках через канавки, в которых находилась кислота для крепления нитей. Если фильера падала в канавку, то считай пропала. Прядильщицы работали обутыми в резиновые галоши. Другая обувь не выдерживала условий труда.
Анна Захаровна продолжает вводить меня в курс дела, демонстрируя уже упомянутую фотолетопись.
— В бабинажно-перемоточном цеху нитки накручивались в куличи — так назывались большие бобины, которые затем промывали водой, потом сушили. Все работницы носили косынки, чтобы волосы в станок не затянуло.
Одной из лучших работниц первого прядильного цеха в 1960 годы считалась прядильщица Ева Белоусова, которой вместе с помощником мастера А.Пинчук присвоили звание Героя Социалистического Труда. В статье, опубликованной в заводской многотиражной газете «Сцяг працы» в 1961 г. об опыте работы Евы Сельвестровны, рассказывалось, как она трудилась одновременно двумя руками: останавливала электроверетено, тормозила центрифугу, открывала замок, мыла детали станка в воде и снимала кулич, вставляла промытые детали в машину, предварительно смазав втулку солидолом. Удивительная ловкость рук! Как было при этом не допустить оплошностей? Кстати, муж Анны Осмоловской, Петр Федорович, работал инженером по технике безопасности. Может быть, поэтому она и вспоминала о непростых условиях труда прядильщиц и бабинажниц. Ведь нарушения ТБ порой приводили к смертельным исходам.
Крыса в станке и благородство инженера Осмоловского
С марта 1930 г. на шелковой фабрике работал бригадиром Федор Косинец. Его воспоминания хранятся в фондах Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Романова. Их содержание, в отличие от текстов в пафосной многотиражке и фотолетописи, отличается воспроизведением реальной жизни. Например, о том, как на предприятии взорвалась цистерна с серной кислотой, внутрь которой опустили горящий факел для осмотра количества содержимого, не подумав о том, что ранее в емкости перевозился бензин, пары которого и привели к роковому исходу. Рабочие, находившиеся на верху цистерны, попадали вниз и получили сильные ожоги. Причиною другой аварии (в 1938 г.) на ЗИВе стала… крыса, которая ночью залезла в электропусковой прибор механического цеха, где включатели электросиловых приборов и станков имели чугунные корпуса с металлической оголенной рукояткой. Причем перед электропусковыми приборами отсутствовали предохранительные решетки и резиновые коврики. Крысу убило током, одновременно произошло короткое замыкание: ее тело соединило пусковую рукоятку с чугунным корпусом. Рабочий, включивший утром станок, был поражен электротоком, став в результате инвалидом.
Трагический случай произошел с людьми, которые возвращались со смены в день получения зарплаты. Люди добирались на работу и обратно по Днепру на больших катерах, арендованных предприятием у могилевского пароходства. В день зарплаты на одном судне собралось избыточное количество пассажиров. Из-за перегруза катер опрокинулся и затонул. Работницы, находившиеся внутри, не смогли выбраться на поверхность.
С получением зарплаты связана и более оптимистичная история, героем которой оказался Петр Осмоловский, муж моей «визави». В номере многотиражной газеты «Сцяг працы» за январь 1962 г. была напечатана заметка «Благородный поступок». В ней сообщалось о том, как Петр Федорович в конце рабочего дня зашел в ленинскую комнату, где увидел под столом пачку денег в сумме 500 рублей. Он понес находку начальнику цеха. Выяснилось, что деньги обронил цеховой кассир. «Поступок тов. Осмоловского позволил выдать без задержки зарплату рабочим производства», — резюмировал автор.
Анна Захаровна считает, что муж, ветеран войны, просто не мог поступить иначе — совесть не позволила.
Людмила ГРИШАНОВА http://mogpravda.by/ru/issues?art_id=5061
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1