В апреле 1875 г. в Канцелярии губернатора, Губернском управлении и многочисленных ведомственных Комитетах и Присутствиях губернского центра происходило непривычное оживление. Чиновники по особым поручениям и просто высшие чиновники Могилевской губернии из окружения молодого, недавно назначенного, губернатора А.С. Дембовецкого горячо обсуждали императорский указ о распространении на Северо-Западный край «Городового положения» 1870 г., которое впервые было введено в великорусских губерниях, а теперь стало действующим и в соседних с ними белорусских.
Через год в апреле, столетие тому назад, состоялись первые выборы в новую Городскую думу. Они носили бессословный характер, и в «Городовом положении» говорилось: «15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума, 3) городская управа. 16. Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы, через каждые четыре года; время создания их определяется думою. 17. Всякий городской обыватель, к какому бы сословию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных, при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он при этих условиях владеет в городских пределах «на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащем сбору в пользу города или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течении двух лет перед производством выборов, хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промышленного на мелочный торг, или приказчичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в статье 37 «Положения о пошлинах на право торговли» или 4) если на нем не содержится недоимок по городским сборам». Как видно, лица, не имевшие собственности в городской черте, лишались избирательных прав.
Вновь избранная Городская дума насчитывала 72 гласных. Двое из них относились к духовным лицам, 28 мест заняли чины, находящиеся на государственной службе, потомственные дворяне или почетные горожане, 24 относились к купцам первой или второй гильдии (все евреи), 3 – к купеческим сословиям и 15 – к мещанам.
Такое размежевание совершенно точно указывало, кто задавал тон в думе. Гласные думы избирали Городскую управу и Городского голову. Первая Городская управа в количестве 5 человек (Городской голова, 3 члена управы и секретарь) с 15 апреля считалась «вступившей в должность». Круг компетенций городского общественного управления ограничивался местными хозяйственными вопросами: благоустройством города, противопожарными мерами, старанием о развитии промышленности и торговли, здравоохранением и просвещением. На думу были возложены обязанности по содержанию пожарной команды, полиции, тюрем и казарм. Должность Городского головы и его заместителя утверждалась в Петербурге министром внутренних дел, а сама дума находилась под постоянным неусыпным контролем губернатора. Но общественное самоуправление в политику не лезло, антигосударственной деятельностью не занималось, разве что находилось в очень мягкой оппозиции к монарху и его министрам, как тогда было модно подчеркивать свое подвижничество.
С учетом всех этих обстоятельств формировался и городской бюджет. На 1909 г., например, он состоял из следующих доходных статей: доходы обыкновенные – с городских недвижимых имуществ и оброчных статей, за проход и проезд по городским сооружениям и стоянку судов, оценочные сборы с недвижимых имуществ, с документов на право производства торговли и промыслов, с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного и перевозного промыслов, с засвидетельствования протеста и представления к взысканию различных актов, с лошадей и экипажей, содержащихся частными лицами, с собак, с аукционных продаж недвижимого имущества, с мелочных и случайных доходов; доходы чрезвычайные – с недоимок, от городских капиталов, прибыли от городских банков и других источников; пособия – от казны, с земских сборов. Дума имела право облагать налогами собственность и прибыль частных лиц, но в очень ограниченных размерах – не более 1% стоимости собственности или торговой или промышленной прибыли. При общем объеме роста сфер производства и обслуживания Могилева на фоне экономического рывка рубежа XIX—XX вв. в Российской империи этот 1% оборачивался очень даже приличными суммами.
Но оставим в стороне казенный язык тогдашних официальных документов и попытаемся услышать свидетельства лиц, ставших очевидцами первых преобразований той Городской думы первого состава. Городской голова и его окружение: «а) погасили из долговой массы 22128 рублей (из 90 тыс. городского долга); б) произведено подробное описание всех в городе домов с их оценкою и доходностью каждого недвижимого имущества, что послужило основанием к возможно правильной раскладке налоговых платежей, к сему составлен и точный план города; в) вымощены камнем новые улицы в количестве 4128 квадр. саженей, перемощено старых улиц на 561 квадр. сажень; г) вместо прежней обветшавшей скотобойни выстроена новая с улучшенными удобствами и значительным от того возвышением городского дохода; д) вместо ветхих негодных мостов выстроены новые: 1-й, на дороге против католического кладбища, 2-й, на речке Дебре при Машековке, 3-й, на речке Дубровенке против пешеходной лестницы и 4-й на речке Струшне; е) с немалыми издержками исправлены разные дороги и берега, как-то: у речки Дебри, Краснопольский овраг с водостоком и дорогою, съезд от богоугодных заведений к Машековке, от обгорелых казарм к реке Дубровенке, к сей же речке от женской гимназии, да от Беклемишевского сквера к пивоваренному заводу, от Виленского моста к Буличеву колодцу и спуск воды от Большой Садовой улицы в овраг; ж) распланирован и засажен добавленных разных сортов кустами и деревьями городской сад на горе над пивоварнею; все растения принялись, и этот сад теперь по своему устройству и прекрасному положению признан наилучшим местом для гуляния; весь сад обнесен деревянным решетчатым забором; з) казармы, занимаемые воинскими частями, состоящие в ведомстве Городской управы, постоянно ремонтировались.
Относительно же больших каменных обгорелых казарм исходатайствована от правительства передача городу этих казарм, в которых по плану полагается размещение пехотного полка в полном составе со всеми штабными и хозяйственными принадлежностями, от чего в пользу городу по законному расчислению может поступать значительный доход; и) исходатайствована правительственная субсидия на постройку городского училища, с крайне необходимым ремесленным отделением; к) в довершение таких и прочих полезных улучшений, единственно личным Городского головы Григория Гортынского старанием устроен на берегу Днепра инженером Герцем водопровод с разветвлением его труб по городу на десять с лишним верст, доставляющим по улицам в пожарные краны, в общественные заведения, как и в обывательские дома, изобильное количество чистой воды. Водопровод сей не стоил городу решительно никаких издержек, ни гарантий города для строителей, а через 50 лет должен поступить в полную собственность города…».
И это было только начало. Если первая дума лишь частично погасила задолженность Могилева, то думы второго и третьего составов полностью рассчитались с городскими долгами и к началу 90-х гг. XIX в. вывели городской бюджет на 100-тысячный уровень. В 1892 г. бюджет Могилева составлял уже по доходам 110 тыс. рублей, и хотя поначалу он не был стабильным, все равно не опускался ниже 100 тыс. рублей, а в первый год нового XX в. поднялся до 138 тыс. рублей. Следующий экономический рывок последнего предвоенного пятилетия также не обошел стороной губернский центр. В 1913 г. бюджет Могилева равнялся 506622 рублям, а на 1914 г. был исчислен по проекту сметы в 538 тыс. рублей. Для 70-тысячного центра это составило более 7 золотых рублей на душу населения, а в общей сумме — огромные по тем временам деньги, которые шли на нужды города и его жителей.
К последнему предвоенному году губернский центр обзавелся собственной электрической станцией, тенистым парком и несколькими скверами, где продавались мороженое, фрукты и сладкая газировка, великолепно оборудованным пляжем с купальнями на Днепре и спортивным современным комплексом «Плац» с футбольным полем и теннисными кортами для учащейся молодежи, конной железной дорогой по Днепровскому проспекту, двумя кинотеатрами «Чары» и «Модерн», красивым зданием городского драматического театра. Ко всему этому приложила руку Городская дума, поскольку все, что создавалось в городской черте, по части налогообложения находилось в ее ведении. В начале XX века финансовые возможности общественного самоуправления значительно возросли, поскольку стальная магистраль связала Могилев с Санкт-Петербургом, Москвой и Одессой, а водная, по которой курсировали три парохода с романтическими названиями «Вера», «Надежда», «Любовь», — с Киевом. К этому времени дума обзавелась собственным зданием с вместительным актовым залом, собственной читальней, где можно было любому желающему познакомиться с общероссийской периодикой, биллиардной и буфетом. Сейчас в этом здании находится Дворец бракосочетания, и молодые пары могут по достоинству оценить внутренний антураж помещения, в котором они связывают свои судьбы.
Центр Могилева освещался электрическими фонарями, а в праздничные дни был иллюминирован. Здания в историческом центре, выстроенные на средства Городской думы, – драматический театр, медицинское училище, старое здание МГУ и его лицей и многие другие — до сих пор служат городу. Дума даже планировала издание собственного журнала «Городское дело» (в Могилеве достойного городского журнала нет и сейчас), но помешала война. К сожалению, после 1917 г. городская собственность как вид имущества, принадлежащего городу, была ликвидирована, и городское хозяйство стало централизованным. Оно постепенно обросло огромным количеством бюрократических структур и стало нерентабельным и затратным. Но были и другие времена, когда городское общественное управление, не получая ни единой копейки из государственного бюджета, собственными силами успешно разрешало многочисленные проблемы Могилева и в этом оставило о себе добрую память.
Борис Сидоренко, краевед https://mogpravda.by/ru/issues?art_id=7489


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев