Не поверите, но однажды мне довелось побывать в образе вождя мирового пролетариата!
Было это в середине апреля 2006 г. В тот день коллеги-журналисты взяли меня на встречу с Екатериной Артемьевой, художником-гримером Могилевского областного драмтеатра, — очень любопытно мне было побывать в гримерке театра, где актерам перед спектаклем «делали лицо».
Екатерина Георгиевна рассказала тогда много интересного. Все-таки она более пяти десятков лет проработала в театре гримером! В ходе беседы речь зашла о В.И.Ленине. Оказалось, что Екатерине Георгиевне в свое время пришлось изготавливать грим вождя мирового пролетариата.
Было это в 1970 году. К 100-летию вождя в драмтеатре cтaвили спектакль по знаменитой пьесе Николая Погодина «Кремлевские куранты». Ленина на могилевской сцене должен был сыграть народный артист БССР Сергей Бульчик. Для него пришлось делать парик. Правда, возникли некоторые трудности. В те годы грим изготавливался только из натуральной замши. Но в 1970-м, по словам Екатерины Артемьевой, нужного материала в Могилеве было не достать. В Минске подходящей замши тоже не нашли. А сроки-то поджимали…
Вот Артемьева и поехала на киностудию «Мосфильм», где она стажировалась еще в 1957 году и с тех пор была знакома с тамошним заведующим гримерным цехом. В итоге замшу для парика Екатерине Артемьевой на «Мосфильме» дали бесплатно, а гримеры помогли сделать и точный «рисунок» ленинских волос: их скопировали с посмертной маски Владимира Ильича, которая хранилась в архиве гримерного цеха киностудии.
Потом Екатерина Артемьева с Сергеем Бульчиком несколько месяцев работали над ленинским гримом, выверяли по историческим фотографиям и портретам вождя каждую ямочку на лице. Бульчику пришлось сделать более пухлой верхнюю губу. А чтобы нос был, как у Ильича, актеру вставили в ноздри кружочки, вырезанные из винных пробок. Спектакль прошел успешно. После премьеры «Кремлевских курантов» пресса писала, что образ Ильича получился очень удачным. В том была и немалая заслуга Артемьевой.
...Неожиданно Екатерина Георгиевна пристально стала меня рассматривать и заметила, что у меня фактурное лицо, а нос практически «ленинский». И предложила попробоваться в «роли» вождя. Конечно, грех было отказаться от такой возможности!
Она принесла в гримерку небольшую картонную коробку, в которой много лет бережно хранила ленинский парик, усики и бородку.
Я уселся в кресло, и Екатерина Георгиевна приступила к работе. Усики и бородку наклеила специальным сандарачным клеем — он из смеси спирта и канифоли и хорош тем, что, когда высыхает, легко смахивается щеточкой. Затем на голову был надет парик с лысиной…
Признаться, выглядел я как-то неубедительно. Мне, шатену, трудно было привыкнуть к рыжеватым усам и бородке. Да и лысина на макушке смотрелась как-то … неорганично. Но, как заверила Екатерина Георгиевна, все дело в том, что для завершения образа нужно было еще нанести на лицо специальный актерский грим. Вся процедура «превращения в Ленина» заняла бы час—полтора. Но наш фотокор Ирина Савосина решила ускорить процесс. Она сфотографировала меня на цифровую камеру, а затем перевела ее в черно-белый режим. К нашему общему удивлению, на дисплее аппарата мы увидели знакомый с детства профиль Владимира Ильича!
Кстати, Екатерине Артемьевой приходилось делать грим Феликса Дзержинского и Иосифа Сталина. В Могилеве «вождя всех народов» играл артист драмтеатра Константин Печников в спектакле «Дети Арбата». Чтобы перенять колоритный кавказский акцент, Константин Константинович общался с курсантами-грузинами Могилевской транспортной школы милиции. Увидев Печникова в гриме Сталина, все однозначно заявили: «Похож!»
Александр Микулич https://mogpravda.by/ru/issues?art_id=7493


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев