А близкому остается смотреть, как любимый человек постепенно угасает и теряет навыки: сначала движение, потом речь и, наконец, дыхание… При этом люди с БАС до последнего остаются в сознании, умственную деятельность болезнь никак не затрагивает. И страшно думать, каково это — оказаться запертой в собственном теле, которое больше не слушается, и страшно думать, каково смотреть на любимую женщину, которая — и ты это точно знаешь! — все та же, только теперь ее тело — тюрьма.
Для того чтобы в этой ситуации остаться рядом, нужно настоящее мужество. И у Александра оно есть.
«Я никогда не думал о том, чтобы уйти. Мы — единое целое, можно сказать, один организм. Откуда я беру силы? Таким меня Господь сделал, дал столько сил, сколько необходимо. К тому же моя жена — очень умная и волевая женщина, так что не только я поддерживаю ее, но и она меня. А еще мы все время шутим. Это тоже помогает».
Однажды Людмила упала и сломала шейку бедра. Ей сделали операцию, но с тех пор она не ходит, передвигается в инвалидной коляске. БАС уже повлиял и на ее руки: левая не работает, правая еще немного слушается. У Людмилы ухудшилась речь. Посторонние люди уже не всегда понимают, что она говорит, и Александр теперь работает «переводчиком».
«У нас нет сиделки, только помощник по хозяйству, — рассказывает Александр. — Все необходимое для жены я делаю сам, справляюсь. Самое главное — это наша работа. Она заглушает боль. Люда активно участвует в руководстве нашим бизнесом, я вижу, что это придает ей сил и помогает отвлечься».
Комментарии 3