Культовый Московский дом моделей "Кузнецкий мост": что происходило в месте, где зарождалась мода СССР
Во времена СССР табуированными или же совсем нераскрытыми были очень многие темы. Интимная жизнь, семейные ценности и даже мода — все это было каким-то особым таинством, припыленным стереотипами и страхом общественного мнения. Однако, существовали некие "островки" свободные от предрассудков. И одним из них был ОДМО, или Общесоюзный дом моделей одежды в Москве На Кузнецком мосту.
Я не совру, если скажу, что он сыграл огромную роль в становлении отечественной моды СССР. Работать там считалось безумно престижным, и даже несмотря на маленькую зарплату, женщины все равно стремились туда устроиться, чтобы хоть как-то прикоснуться к миру моды, столько недоступному из-за дефицита в стране.
В чем была особенность дома моделей? Во-первых, его работа строилась на коллективном творчестве. Если сейчас мы привыкли видеть бирки на вещах с названием бренда, то в одежде времен СССР на бирках указывалась исключительно аббревиатура "ОДМО", и только под конец 80-х начали вышиваться и имена модельеров. Во-вторых, несмотря на принцип равенства, конечно, в доме были свои звезды. Например, небезызвестный Вячеслав Зайцев, который в 80-х открыл свой дом моды, а до этого работал в ОДМО более 13 лет, считаясь там чуть ли не культовой личностью.
С чего же начинался пошив новой одежды? Конечно, с идеи. Свое начало она брала в так называемом экспериментальном цехе, который и задавал новые тенденции в мире моды СССР. Цех делился на две части. Один был мужским, и в нем одевалась абсолютно вся партийная элита, в том числе и Леонид Брежнев. В другом приукрашали женщин, жен советской верхушки и просто обеспеченных дам.
Главная задача была проста — необходимо было выполнить план и придумать определенное количество новых нарядов. И желательно, чтобы их сразу пустили в производство, без доработок. Это все решал художественный совет, состоящий из искусствоведов. Некоторые рассматривали фасоны, другие же занимались практической частью вопроса: наблюдали, приценивались, рационально или нет производство того или иного наряда, окупится ли он.
К сожалению, воплотить все идеи было нереально. Складывались многие факторы, но главный из них — отсутствие необходимой техники. Многое было устаревшим, поэтому если вы вспомните старые клетчатые ткани, то сможете заметить, что на боку клетка частенько уходила в сторону, будто бы по диагонали. И это тоже были излишки слишком старого оборудования.
Наряды частенько лишались своих "изюминок", ведь дополнительный декор был затратен. Убирали красивые пуговицы, карманы, вышивку. Фасон упрощался. Порой из первично шикарного наряда, выходило пресное, но зато простенькое для изготовления лекало, которое и получало одобрение на дальнейший массовый пошив.
Одним же из самых ярких моментов была, конечно, демонстрация коллекций одежды. Женщины, которые на себе показывали одежду, назывались не как сейчас, моделями, а манекенщицами. Зарплату они получали минимальную, а их профессия считалась в народе пустой, ненужной. Поэтому многие даже очень известные манекенщицы предпочитали скрывать свое место работы — боялись осуждения знакомых и разговоров.
Макияж и прически девушки делали себе самостоятельно. В день у них могло быть до трех показов, и учитывая подготовку к ним, порой работа была далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Подготовка к дефиле была длительной. Девушки заранее репетировали выход под музыку. Никакой развязности, никакого самодурства не должно было — каждый шаг был продуман заранее. За кулисами же располагался искусствовед, который и комментировал образы для людей. Он же и оценивал реакцию зала на тот или иной выход.
И носили манекенщицы далеко не изысканные платья. Как я уже писала выше, модели чаще всего были максимально простые. А порой девушки демонстрировали и рабочую одежду: телогрейки, робы, штаны и тяжелые брезентовые куртки. Конечно, это никому не нравилось, но как страна, в которой высоко ценился физический труд, это было необходимой частью работы.
Более профессиональные нотки дефиле стали приобретать лишь к концу 80-х началу 90-х. Тогда уже ОДМО стал привлекать визажистов, стилистов, которые не только помогали девушкам нанести макияж, но могли и создавать целостные образы.
Можно ли было вообще отнести ОДМО к миру моды? С трудом. К сожалению, там рассматривали адаптацию нарядов к советскому времени. Все вычурное убиралось, все сложное упрощалось. В таких условиях было нереально творить, проявлять фантазию, поэтому неудивительно, что многие модельеры того времени мыслили исключительно некими шаблонами, прекрасно понимая, что это не мода. Это нечто промышленное и простое, далёкое от искусства.
С модных коллекций приобрести простой человек ничего не мог — это была недоступная роскошь. Единственное, чем могла порадовать себя рядовая советская женщина — это купить лекало или выкройку в киоске при доме моделей.
Порой создавались некие индивидуальные заказы, в особенности для жен партийной элиты. Например, одна из модельеров дома моды лично одевала Раису Горбачеву. Причем их появления в доме были практически бесследными: настолько именитые личности приезжали в окружении охраны, переодевались в специально отведенном зале, где и происходила примерка.
К началу 90-х у дома моделей начала появляться конкуренция, и стало понятно, что его век недолог. Коллективное творчество больше не ценилось. Да и кому оно стало быть нужно, когда прекратился тот дефицит, о котором долго говорили в советские годы?
К началу 2000-х дом модели перестал функционировать.
Статья показалась интересной или полезной?
Ставьте лайк и подписывайтесь. Дальше будет еще интереснее!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2