Изучая этот вопрос, К. Ясперс отмечал, что с незапамятных времён существуют две в равной степени ошибочные точки зрения. Согласно одной, «воспитанием можно сделать из человека всё, что угодно». Другая: «Человека могут изменить только направленные воздействия на наследственность, и результаты проявятся не ранее чем через несколько поколений». Немецкий просветитель Г. Лессинг утверждал: «Дайте нам воспитание, и мы изменим характер Европы меньше чем за столетие». Сторонники противоположного взгляда полагают, что всё врождённое неизменно, а воспитание лишь вуалирует качества, присущие человеку от рождения.
Защитники обеих точек зрения в чём-то правы. Конечно, воспитание способно развить те возможности, которые и так содержатся в человеке. Оно не в силах изменить его сущность. С другой стороны, никто не знает, какие именно возможности дремлют в каждом отдельном индивиде. Человек становится тем, кто он есть, благодаря непрерывности культурной традиции. Воспитание личности определяется базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер в зависимости от того, какие ценности разделяет общество, как организована их передача из поколения в поколение.
Отрывок из е-пособия по обществознанию для 10 класса (авт. Гуревич П.С., Николаева Е.З.).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1