РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ
Новое издание: «Кризис буржуазного естествознания».
МЛПГ публикует серию книг «Кризис буржуазной идеологии и учение о образе мышления» в своей серии публикаций «Путь революции», являющейся ее теоретическим органом. Третий том серии называется «Кризис буржуазного естествознания».
Вторник, 31 января 2023 г., 18:00
Стефан Энгель, глава редакции Revolutionärer Weg и автор книги, пишет во введении, которое ранее было опубликовано на сайте Revolutionärer Weg:
«Третий том из серии книг «Кризис буржуазной идеологии и учение о образе мышления» посвящен кризису буржуазного естествознания. Для некоторых это может стать неожиданностью, поскольку естествоиспытатели обычно считаются нейтральными экспертами. которые привержены только объективным фактам. Они пользуются особенно высокой репутацией в буржуазном обществе, потому что производят впечатление аполитичных, бескомпромиссных или приверженных исключительно социальному прогрессу. последние годы, но вряд ли даже по сравнению с естествоиспытателями!
Роль науки и техники в повседневном обществе значительно возросла. Школы и университеты, а также литература, музыка, фильмы, научные журналы, путеводители, курсы здоровья, радио, телевидение или Интернет иногда распространяют ценную и совершенно материалистическую информацию о научных или технических разработках. Однако всякие идеалистические и метафизические толкования, ненаучные термины и системообразующие инструкции омрачают их правдивость.
Таким образом, чуждая классу буржуазная идеология проникает в образ мышления, работы и жизни рабочего класса. Науки, якобы «свободные от идеологии», оказывают особое влияние на интеллигенцию мелкой буржуазии, а также на учащуюся и учащуюся молодежь. Критика буржуазной идеологии и доказательство ее кризиса были бы неполными, если бы они не рассматривали не только ее содержание, но и ее манипулятивные методы.
Целью этой книги не является анализ всего содержания и масштабов современного естествознания или ведение отстраненного академического спора. Мы далеки от того, чтобы массово осуждать материалистические результаты научных исследований. Критика сосредоточена на критических, разрушительных последствиях буржуазной идеологии для прогресса естественных наук. Они подрывают науку, тормозят общее общественное развитие и имеют серьезные негативные последствия для людей и природы. Диалектическая критика и самокритика призваны проложить путь диалектико-материалистическому естествознанию как фундаментальному компоненту научного социализма. Марксисты-ленинцы решительно защищают научный прогресс от антинаучной буржуазной идеологии с ее позитивизмом и прагматизмом, ее антикоммунистической и корыстной направленностью.
Напротив, реакционная враждебность любому социальному прогрессу составляет часть идеологической основы ультрареакционных или неофашистских социальных движений. Эта открытая враждебность, в свою очередь, выставляет естественные науки в прогрессивном свете. Те же темные силы, которые претендуют сегодня на особую науку, часто ссылаются на результаты псевдонаук, которыми они занимаются. Их методы варьируются от абсурдной эклектики до метафизического искажения и отрицания фактов до заведомой лжи и всевозможных мистических теорий заговора.
Книга начинается с взлета и падения буржуазной науки. В преодолении феодализма современное естествознание было одним из прогрессивных и движущих элементов формирующегося капиталистического общества. Просвещенная буржуазная идеология подняла культурный уровень человечества на новый уровень, ускорила развитие капиталистического промышленного производства и существенно его оформила. В то же время сама современная наука является продуктом этого бурного развития. Но господствующее влияние идеализма и метафизики прямо противоположно единому диалектико-материалистическому мировоззрению. В результате современное естествознание впало в глубокий кризис.
Буржуазная астрономия когда-то способствовала освобождению от религиозно-идеалистического мировоззрения. Сегодня все больше и больше фантастических представлений о Вселенной — от квазирелигиозной истории сотворения Большого взрыва до выдуманных параллельных миров — преподаются как научные. При этом они не выдерживают никаких научных или материалистических соображений. Перед лицом материалистической критики ее, в том числе благодаря новым открытиям в космосе, буржуазная астрономия все глубже и глубже погружается в абсурд.
Несмотря на обилие новых отдельных открытий, теоретическая база биологии не может продолжать развиваться из-за господства идеалистических и метафизических интерпретаций. Выдающиеся социальные и умственные способности человека давно научно доказаны. Осознание социальной природы человека подчеркивает возможность и необходимость коммунистического общества. Социальные дебаты по этому поводу еще предстоит провести.
Буржуазные экологические исследования все больше сводят развитие глобальной экологической катастрофы к проблеме климата. Напротив, глобальное и универсальное, системное измерение кризиса в биосфере в значительной степени игнорируется. Между тем глобальный экологический кризис незаметно для позитивистски настроенных буржуазных экологов превратился в глобальную экологическую катастрофу.
Гражданское строительство дало огромный толчок развитию современного производства. Однако ее почти концептуальное идеологическое разделение теории и практики, программный позитивизм и прагматизм особенно жестко подчинили ее капиталистической экономике прибыли и деформировали ее. Его глубокий кризис выражается сегодня прежде всего в катастрофе бесполезных крупномасштабных проектов и общей чрезмерной эксплуатации природной среды.
Несмотря на все бесспорные успехи и разумные меры, буржуазная медицина не отдает должного огромному росту массовых заболеваний. Вместо этого он направляет растущее осознание масс в отношении окружающей среды и здоровья по всевозможным индивидуалистическим окольным путям. Еще не хватает целостного, диалектико-материалистически обоснованного анализа и синтеза социальных и индивидуальных причин болезней. Реальные решения могут возникнуть только на основе знания сложных связей между человеческой жизнью и природными и социальными условиями. Только так может возникнуть и развиваться самостоятельная медицинская наука на основе многообразия индивидуальных достижений в познании.
Буржуазная психология часто односторонне приписывает массовые психические заболевания резким или травматическим переживаниям в индивидуальной жизненной истории или генетическим причинам. Даже если он в определенной степени распознает социальные причины, его терапевтический фокус в первую очередь направлен на то, чтобы человек справился с негативными последствиями болезни. Вместо исследования разнообразных материальных причин нарушения человеческого обмена веществ, их взаимодействия с капиталистическим производством, экологическим кризисом, буржуазным государственным и семейным строем и индивидуальным жизненным опытом, она отвлекает от объективных закономерностей и необходимых изменений в обществе в целом. Она односторонне ориентируется на субъективное ощущение и интерпретацию проблем, что во многих случаях едва ли приводит к успешному излечению или даже усугубляет болезнь.
Все кризисные явления империалистической мировой системы в идеологической, экономической, экологической и политической областях являются выражением основного противоречия исторической фазы перехода от капитализма к социализму, подталкивающего к разрешению. В конечном счете, буржуазное кризисное управление есть не что иное, как бесполезная попытка остановить революционные производительные силы, рвущиеся к социализму, растущую критику капитализма и бунт международного рабочего класса и его союзников. Научно обоснованный оптимизм и убедительное видение будущего революционного и рабочего движения имеют стратегическое значение в этих дебатах, затрагивающих общество в целом!
Необходимо возродить и распространить в рабочем классе вообще материалистическое свободомыслие. Это необходимое условие для преодоления всякого религиозного, метафизического и идеалистического мышления, для пробуждения и развития их классового сознания.
Для человечества совершенно экзистенциально то, что научный социализм и его диалектико-материалистический метод в теории и на практике завоевывают новое уважение в мыслях, чувствах и действиях рабочих и широких масс во всем мире. Только так человечество сможет освободить все достижения современного естествознания от их реакционных оков и сделать их своими для общественного прогресса. Наоборот, современное естествознание шаг за шагом будет вновь обретать свою научную природу во взаимодействии с научным социализмом и вдохновлять неудержимый прогресс в познании универсальной реальности.
Эта книга представляет собой полемику, ставящую перед рабочим классом задачу в союзе с прогрессивными студентами и учеными завоевать ведущую роль в идеологической критике буржуазного естествознания. Это также призыв к прогрессивной интеллигенции порвать с господствующими монополиями, их политикой и мировоззрением, их образом мышления и их привилегированным образом жизни и работы и присоединиться к еще угнетенному, но только революционному рабочему классу.
Ввиду усложняющихся отношений и новых вопросов, возникающих в природе и обществе, необходимо целенаправленно повышать идейно-политический и научный уровень рабочего класса и его революционной партии.
Хотя книга посвящена естествознанию, она явно рассчитана на читателей, которые еще мало занимались этой темой. Возможно, что не все поймут весь текст с самого начала. Это никого не должно обескураживать! Интересные предложения и подвижки в знаниях каждый найдет в этой книге сразу, а тем более, если изучит ее досконально, вместе изучит и обсудит, расширит кругозор и получит ответы на ранее остававшиеся без ответа вопросы. Наконец, что не менее важно, все — будь то рабочие, ученые или молодежь — повысят свой культурный уровень и получат предложения для критического отношения к буржуазному естествознанию и к научной работе.
Читатели также могут начать с отдельных разделов, которые им особенно интересны. В любом случае целесообразно сначала прочитать краткое введение и раздел о взлетах и падениях буржуазного естествознания.
Эта книга снова является продуктом коллективного разума большой группы знающих, критически настроенных и научно мыслящих и действующих коллег по работе и социально критически настроенных ученых. Всех их объединяет диалектико-материалистический метод, которым они смотрят на естественные науки. Хочу выразить благодарность всем сотрудникам за плодотворное сотрудничество. К ним относятся, в частности, Dr. Гюнтер Биттель, Герберт Бухта, Адельхайд Эрбслё, Оскар Финкбонер, проф. Кристиан Йосс, Кристоф Клуг и проф. Йозеф Лутц. Что касается иногда сложного процесса обсуждения, разработки и редактирования, я хотел бы особо отметить сотрудничество с Моникой Гертнер-Энгель и Габи Фехтнер.
Книга посвящена моему верному соратнику, давнему другу, товарищу и врачу Антону «Тони» Ленцу, который не смог завершить свою работу, особенно в области медицины, из-за тяжелой и неизлечимой болезни. Он скончался 23 января 2023 года».
Стефан Энгель, февраль 2023 г.
Перевод с немецкого, источник по ссылке: https://www.rf-news.de/2023/kw05/neuerscheinung-die-krise-der-buergerlichen-naturwissenschaft
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев