В свои пятьдесят четыре Вероника Ильинична выглядела на все шестьдесят пять: тусклые волосы, собранные в небрежный пучок, очки в массивной оправе, вечный серый кардиган, под которым она будто пыталась спрятаться от мира. Она и сама не заметила, как превратилась из молодой женщины с мечтами в усталую тётку, которая даже собственное отражение в зеркале старалась не замечать.
— Ты ещё молода, мать, — говорила ей соседка Зинаида Петровна, бойкая семидесятилетняя пенсионерка, подкрашивающая волосы в рыжий цвет. — Могла бы ещё и замуж выйти, и на танцы сходить.
— Ой, Зина, кому я нужна, — отмахивалась Вероника Ильинична. — Да и куда мне с моим радикулитом танцевать?
В глубине души она понимала, что радикулит тут ни при чём. Просто страшно. Страшно выйти из привычной рутины, страшно показаться смешной, страшно снова почувствовать себя живой — а вдруг будет больно?
Перемены пришли в её жизнь неожиданно — в виде молнии, ударившей в старый клён перед окнами бухгалтерии во время весенней грозы. Обломившаяся ветка разбила окно, и осколком стекла Веронику Ильиничну ранило в руку — не смертельно, но достаточно серьёзно, чтобы оказаться в больнице.
— Повезло вам, — сказал молодой доктор, накладывая швы. — Ещё чуть-чуть, и задело бы артерию.
Вероника Ильинична кивнула, не чувствуя ни облегчения, ни страха. Странное безразличие охватило её. «А что, если бы задело? — подумала она. — Кто-нибудь заметил бы мое отсутствие в мире, кроме бухгалтерской программы, которая ждала бы ввода данных?»
— Вам нужен покой, — продолжал доктор. — И реабилитация. Я выпишу направление в санаторий. Две недели минимум.
— Какой санаторий? — растерялась Вероника Ильинична. — У меня отчёты, я не могу...
— Можете, — отрезал доктор. — И должны. Иначе следующий визит ко мне будет с инфарктом. У вас давление зашкаливает, вы в курсе?
Так Вероника Ильинична оказалась в подмосковном санатории «Лесной» — старомодном здании советской постройки, окружённом соснами и берёзами. Номер оказался неожиданно уютным, с видом на озеро и балконом, где можно было пить чай по вечерам.
— Программа у нас насыщенная, — сообщила улыбчивая девушка на ресепшен. — Процедуры, бассейн, кинозал. А ещё у нас проходят разные мастер-классы и тренинги. Вот, возьмите расписание.
Вероника Ильинична рассеянно взяла глянцевый буклет и, оказавшись в номере, бросила его на тумбочку, даже не взглянув. Первые два дня она провела в апатии — ходила на процедуры, механически ела в столовой, вечерами смотрела в окно на озеро. На третий день, изнывая от скуки, она наконец открыла буклет.
Среди стандартных санаторных развлечений вроде бинго и караоке её внимание привлёк странный анонс: «Мастер-класс "Внутренние поединки: как победить главного противника". Проводит Игорь Мальцев, психолог, тренер по единоборствам. Конференц-зал, 16:00».
«Что за чушь, — подумала Вероника Ильинична. — Какие единоборства в моём возрасте?»
Но делать всё равно было нечего, и в четыре часа она нерешительно подошла к дверям конференц-зала. Внутри уже собралось человек пятнадцать — в основном женщины её возраста или старше, хотя были и молодые люди.
— Присоединяйтесь, — кивнул ей высокий мужчина лет сорока пяти с военной выправкой и внимательными глазами. — Я Игорь, и сегодня мы будем говорить о самом сложном противнике в нашей жизни.
Вероника Ильинична неловко села на стул в последнем ряду, готовая в любой момент сбежать, если начнутся какие-нибудь нелепые упражнения или групповые обнимашки.
— Кто, по-вашему, самый главный противник человека в жизни? — обратился Игорь к аудитории.
— Время! — выкрикнул кто-то.
— Обстоятельства, — предположила полная женщина в первом ряду.
— Болезни, — вздохнул пожилой мужчина.
— Всё это достойные кандидаты, — кивнул Игорь. — Но главный противник — это мы сами. Наши страхи, наша лень, наша неуверенность. И самая важная победа — это победа над собой.
Вероника Ильинична поморщилась. Опять эти банальности из мотивационных книжек.
— Я вижу скепсис на некоторых лицах, — неожиданно сказал Игорь, глядя прямо на неё. — И это нормально. Скепсис — это тоже форма защиты. Способ сказать: «Не буду даже пытаться, чтобы не разочароваться».
Вероника Ильинична почувствовала, как краска заливает её щёки. Неужели так заметно?
— Давайте проведём эксперимент, — продолжил Игорь. — Я попрошу вас закрыть глаза и вспомнить момент, когда вы очень хотели что-то сделать, но не решились. Что это было? Что вас остановило?
Вероника Ильинична нехотя закрыла глаза. И сразу вспомнила — тот давний случай, когда её пригласили в местную газету вести колонку о финансовой грамотности. Она мечтала писать, ещё в школе сочиняла рассказы... Но отказалась. «Кому интересно моё мнение? Я не смогу, я не справлюсь, я не достаточно умна...» Эти мысли тогда крутились в голове, отравляя каждый день до тех пор, пока она не сказала решительное «нет».
— А теперь представьте, что тот страх или сомнение — это живое существо. Как оно выглядит? Дайте ему форму, цвет, может быть, голос.
Вероника Ильинична неожиданно для себя ясно увидела серую, бесформенную массу, похожую на тучу, которая шептала её собственным голосом: «Не пытайся, всё равно ничего не выйдет».
— Теперь самое интересное, — голос Игоря звучал откуда-то издалека. — Представьте, что вы можете с этим существом сделать. Не подавить, не уничтожить — но трансформировать. Превратить в что-то, что поможет вам, а не помешает.
Вероника Ильинична растерялась. Как можно превратить эту гадость во что-то полезное?
— Не торопитесь, — словно почувствовал её замешательство Игорь. — У каждого свой путь к этому преображению.
В воображении Вероники Ильиничны серая туча вдруг начала меняться. Она становилась светлее, прозрачнее, превращаясь в лёгкую вуаль, сквозь которую можно было смотреть на мир — внимательно, осторожно, но без парализующего страха.
— Хорошо, — сказал Игорь через несколько минут. — Можете открыть глаза. Кто хочет поделиться своим опытом?
Вероника Ильинична, конечно, не подняла руку. Но с удивлением слушала, как другие рассказывали истории, похожие на её собственную — о несбывшихся мечтах, о страхе перемен, о привычке откладывать жизнь на потом.
— Знаете, что объединяет все великие истории о героях? — спросил Игорь в конце встречи. — От Одиссея до Люка Скайуокера? Герой всегда сначала должен победить себя — свой страх, своё малодушие, свою слабость. Только после этого он может одержать победу над внешними обстоятельствами. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.
Эти слова почему-то запали Веронике Ильиничне в душу. Выйдя из зала, она пошла не в свою комнату, а к озеру. Села на скамейку и долго смотрела на воду, вспоминая все моменты, когда страх руководил её решениями.
Отказ от повышения по службе — «я не справлюсь с новыми обязанностями». Развод с мужем, после которого она так и не решилась начать новые отношения — «кому я нужна с ребёнком и ипотекой». Мечта о курсах иностранного языка, похороненная под грудой отговорок — «в моём возрасте уже поздно».
«Неужели я всю жизнь убегала от самой себя?» — эта мысль была болезненной, но почему-то освобождающей.
На следующий день Вероника Ильинична неожиданно для себя пошла в бассейн — впервые за много лет надела купальник и, преодолевая стыд за своё немолодое тело, вошла в воду. После третьего круга она поймала себя на том, что улыбается.
А вечером она снова пришла на тренинг Игоря. На этот раз он говорил о маленьких победах.
— Большое путешествие начинается с одного шага, — сказал он. — Какой самый маленький шаг вы могли бы сделать уже сегодня к той жизни, о которой мечтаете?
После занятия Вероника Ильинична нерешительно подошла к нему:
— А если я не знаю, о какой жизни мечтаю? Если я так давно не позволяла себе мечтать, что разучилась?
Игорь внимательно посмотрел на неё:
— Тогда начните с того, что приносило вам радость в детстве или юности. Что вы любили делать, когда не думали о том, что подумают другие?
— Я писала, — неожиданно для себя призналась она. — Рассказы, стихи. И ещё я любила танцевать. Но это было так давно...
— Отлично, — кивнул Игорь. — Вот вам домашнее задание: напишите сегодня хотя бы десять предложений. О чём угодно. И завтра в 11 у нас занятия по танцевальной терапии. Жду вас там.
— Но я не смогу... Мой радикулит... — начала Вероника Ильинична привычную песню.
— Это ваш страх говорит, — мягко перебил её Игорь. — Тот самый противник, помните? Просто попробуйте. Не получится — уйдёте.
Тем вечером Вероника Ильинична достала из сумки блокнот, который зачем-то взяла с собой, и впервые за десятилетия начала писать не цифры, а слова. Сначала неуверенно, затем всё смелее. О закате над озером, о запахе сосен, о странном чувстве пробуждения, которое охватило её. К своему удивлению, она исписала три страницы, прежде чем усталость взяла своё.
На следующее утро она всё-таки пришла на танцевальную терапию — встала в самый дальний угол и поначалу едва шевелилась. Но постепенно, глядя на других таких же неуклюжих и неуверенных людей, начала двигаться свободнее. К концу часа она раскраснелась и запыхалась, но чувствовала себя удивительно живой.
— Вы молодец, — сказала ей инструктор, молодая женщина с короткой стрижкой. — В следующий раз будет ещё легче.
— Вы правда так думаете? — Вероника Ильинична ощущала странную смесь гордости и смущения.
— Конечно. Тело помнит, даже если разум забыл. Вы ведь когда-то любили танцевать.
В последующие дни жизнь Вероники Ильиничны наполнилась новым ритмом. Утром — процедуры, потом бассейн или танцы, днём — прогулки у озера и писательство, вечером — тренинги Игоря или творческие мастер-классы. Она с удивлением обнаружила, что её хронические боли стали беспокоить гораздо меньше, а сон стал глубже.
— Вы изменились, — заметила медсестра на очередной процедуре. — Даже внешне. Помолодели, что ли?
Вероника Ильинична и сама замечала перемены, глядя в зеркало. Она всё ещё была той же немолодой женщиной с морщинками и седыми прядями, но что-то неуловимо изменилось в выражении лица, в осанке, во взгляде.
В последний вечер перед отъездом Игорь организовал необычное мероприятие — «Ярмарку возможностей». Каждый участник должен был написать на листе бумаги одно конкретное действие, которое он обязуется совершить в ближайший месяц — маленький шаг к своей мечте.
— Не пишите размытые обещания вроде «буду позитивно мыслить», — предупредил Игорь. — Только конкретные действия, которые можно измерить и проверить. И не замахивайтесь сразу на революцию — лучше маленький шаг, который вы точно сделаете, чем грандиозный план, который останется на бумаге.
Вероника Ильинична долго думала, прежде чем написать: «Отправлю рассказ в литературный журнал до конца месяца».
— Отлично, — кивнул Игорь, когда она показала ему свой лист. — Это смелый и конкретный шаг. А теперь подумайте: что может помешать вам его сделать? Какие оправдания вы можете придумать?
— Ну, я могу решить, что мой рассказ недостаточно хорош, — задумалась Вероника Ильинична. — Или что в моём возрасте смешно начинать писательскую карьеру. Или просто забыть о своём обещании в повседневной суете.
— Верно. А как вы можете обойти эти препятствия?
— Я могу дать прочитать рассказ кому-нибудь, кому доверяю, прежде чем решать, хорош он или нет, — медленно проговорила она. — И я могу поставить напоминание в телефоне на конкретную дату отправки. И... — она задумалась, — я могу рассказать о своём плане дочери, чтобы она спросила меня потом, сделала ли я это.
— Прекрасная стратегия, — одобрил Игорь. — Вы уже мыслите как стратег, а не как жертва обстоятельств.
В последний день в санатории все обменивались контактами и обещаниями поддерживать связь. Вероника Ильинична, никогда не бывшая активным пользователем социальных сетей, вдруг обнаружила себя вступающей в группу в мессенджере с другими участниками тренингов.
— Не пропадайте, — сказал ей на прощание Игорь. — И помните: ваш главный поединок всегда внутри вас. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.
***
Вернувшись домой, Вероника Ильинична с тревогой думала, что волшебство санатория рассеется, и она вернётся к прежней жизни. Отчасти так и произошло — работа, бытовые заботы, усталость снова наполнили её дни. Но что-то неуловимо изменилось.
Она начала вставать на полчаса раньше, чтобы делать зарядку. Записалась на курсы компьютерной грамотности, чтобы освоить текстовый редактор для своих рассказов. В выходные стала ходить в парк — не просто сидеть на скамейке, а ходить по дорожкам, наблюдая за природой и людьми, собирая впечатления для своих текстов.
Особенно трудно было с обещанием отправить рассказ в журнал. За неделю до назначенного срока Вероника Ильинична уже почти убедила себя, что это глупая затея, что её писанина никому не интересна. Она даже написала в группу, созданную после санатория, что, возможно, отложит эту идею.
В ответ ей пришло неожиданное сообщение от тихой женщины, которая почти не участвовала в обсуждениях на тренингах: «Я тоже боюсь делать свой шаг. Обещала себе пойти на собеседование в новую компанию, а теперь думаю отказаться. Может, поддержим друг друга? Я пойду на собеседование, если вы отправите свой рассказ».
Это странное предложение от почти незнакомого человека сработало лучше всех мотивационных речей. Вероника Ильинична отредактировала свой рассказ — небольшую зарисовку о женщине, которая неожиданно для себя начинает замечать красоту мира, — и дрожащими руками отправила его в редакцию литературного журнала.
«Я сделала это», — написала она в группу, чувствуя странную смесь страха и гордости.
Ответом ей стал поток поздравлений и эмодзи. А через неделю женщина, с которой они заключили пакт, сообщила, что прошла собеседование и получила работу.
Рассказ Вероники Ильиничны, конечно, не приняли к публикации. «В связи с большим количеством материалов...» — стандартная формулировка отказа. Странно, но она не чувствовала разочарования. Сам факт, что она решилась, уже был победой.
— Я горжусь тобой, мама, — сказала дочь, когда Вероника Ильинична рассказала ей о своей попытке. — Знаешь, я всегда думала, что у тебя талант. Помнишь, как ты сочиняла мне сказки перед сном?
— Ты помнишь? — удивилась Вероника Ильинична. — Тебе же было лет пять.
— Конечно, помню. Они были лучше всех книжек. Особенно про кошку, которая научилась летать.
Это признание растрогало Веронику Ильиничну до слёз. Неужели все эти годы кто-то ценил её творчество, а она даже не подозревала об этом?
***
Осенью она записалась на литературные курсы при местной библиотеке. Была самой старшей в группе, среди молодёжи, но это её не смущало — внутри она чувствовала себя любопытной девчонкой, жадно впитывающей новые знания.
Когда преподаватель, молодой писатель с бородой, предложил группе создать коллективный сборник рассказов, Вероника Ильинична вызвалась не только написать свой текст, но и помочь с редактурой и корректурой.
— У вас хороший глаз и чувство языка, — заметил преподаватель, просматривая её правки. — Вы никогда не думали о работе редактором?
— В моём возрасте? — вырвалось у неё по привычке.
— А при чём тут возраст? — искренне удивился он. — У нас в издательстве главный редактор в семьдесят лет кандидатскую защитил. Говорит, на пенсии наконец время появилось.
Эти слова заставили её задуматься. Действительно, почему она всегда использовала возраст как оправдание? Страх нового, страх неудачи, страх выглядеть смешной — вот настоящие причины, а не цифры в паспорте.
Вечером того же дня она долго смотрела на себя в зеркало — не критически, как обычно, выискивая недостатки, а с интересом исследователя. Кто эта женщина? Чего она боится? О чём мечтает?
Она достала старый фотоальбом и нашла своё студенческое фото — молодая девушка с огнём в глазах, готовая покорять мир. «Я всё ещё здесь, — мысленно обратилась она к той девушке. — Просто очень долго боялась тебя выпустить».
Прошёл год.
Жизнь Вероники Ильиничны изменилась не радикально — она по-прежнему работала в бухгалтерии, жила в той же квартире, по воскресеньям разговаривала с дочерью. Но внутри неё произошла революция.
Она стала внештатным корректором в маленьком издательстве, выпускающем детские книги. По вторникам вела кружок творческого письма для пенсионеров в районной библиотеке. Сменила очки на более стильные, начала красить волосы и даже купила яркое пальто вместо привычного серого.
— Ты что, влюбилась? — подозрительно спросила соседка Зинаида Петровна, заметив перемены.
— В жизнь, — улыбнулась в ответ Вероника Ильинична. — Представляешь, я только сейчас поняла, какая она интересная.
А потом она снова поехала в тот санаторий — уже не по направлению врача, а по собственному желанию. Нашла Игоря, который всё ещё вёл там свои тренинги, и показала ему небольшую книжку — сборник рассказов участников литературного кружка, который она помогла издать.
— Мой вклад скромный, — сказала она, — всего один рассказ. Но я была редактором и составителем. И, знаете, процесс оказался важнее результата.
— Это замечательно, — искренне обрадовался Игорь. — Вы не представляете, как редко мы, тренеры, видим реальные результаты своей работы. Большинство людей возвращаются в свою зону комфорта при первой возможности.
— Я тоже возвращалась, — призналась Вероника Ильинична. — Много раз. Но теперь у меня есть кое-что, чего не было раньше.
— Что же?
— Опыт победы над собой. Один раз победив свой страх, уже знаешь, что это возможно. И в следующий раз немного легче сделать шаг вперёд.
На этот раз она пришла на тренинг Игоря не как участница, а как приглашённый гость — рассказать свою историю новым отдыхающим.
— Мне потребовалось пятьдесят четыре года, чтобы понять простую истину, — сказала она, глядя в глаза людям, многие из которых выглядели так же, как она год назад — потерянными, уставшими, смирившимися. — Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. И неважно, сколько вам лет и в какой точке жизни вы находитесь. Главный поединок всегда происходит внутри нас. И начать никогда не поздно.
Вечером того же дня она сидела на берегу озера, наблюдая закат. К ней подошла женщина примерно её возраста, участница сегодняшнего тренинга.
— Можно присесть? — спросила она нерешительно. — Я хотела сказать... Ваша история меня очень тронула. Я тоже всю жизнь боюсь. Боюсь перемен, боюсь осуждения, боюсь неудачи.
— А чего вы хотите на самом деле? — спросила Вероника Ильинична. — За всеми этими страхами — о чём вы мечтаете?
Женщина помолчала, а потом призналась:
— Я всегда хотела петь. У меня неплохой голос, но я никогда... Мне кажется, это смешно в моём возрасте.
Вероника Ильинична улыбнулась:
— Знаете, что я вам скажу? Спойте прямо сейчас. Прямо здесь, для меня и этого заката. Не думайте о том, как это выглядит со стороны. Просто сделайте это.
— Вот так сразу? — испугалась женщина.
— А когда? Завтра? Через год? На смертном одре, жалея о несделанном? — Вероника Ильинична сама удивилась резкости своих слов, но почувствовала, что они необходимы. — Иногда нужно просто прыгнуть в холодную воду. Первый шаг самый страшный.
Женщина долго молчала, глядя на закатное небо. Потом глубоко вздохнула и запела — тихо, неуверенно сначала, потом всё сильнее. Это была старая песня о любви, которую Вероника Ильинична помнила ещё с юности. У женщины действительно был красивый, глубокий голос.
Когда она закончила, обе сидели молча, с мокрыми от слёз глазами.
— Спасибо, — наконец сказала женщина. — Я не пела на людях больше двадцати лет.
— Это было прекрасно, — искренне ответила Вероника Ильинична. — Как вас зовут?
— Лидия.
— Знаете, Лидия, я не верю в случайности. Возможно, мы встретились именно сегодня, чтобы вы смогли снова услышать свой голос. Настоящий голос, не заглушённый страхом.
Они проговорили до темноты, а на следующий день вместе пошли на танцевальную терапию. Когда пришло время уезжать, Лидия записалась в хор при местном доме культуры, а Вероника Ильинична пообещала прийти на их первое выступление.
— Вы стали для кого-то тем, кем был для вас Игорь, — заметила дочь, когда Вероника Ильинична рассказала ей эту историю. — Человеком, который помог сделать первый шаг.
— Я просто вернула долг, — улыбнулась Вероника Ильинична. — Когда получаешь такой подарок, хочется поделиться им с другими.
***
К своему шестидесятилетию Вероника Ильинична подошла с чувством, которого никогда раньше не испытывала — предвкушением будущего. Не тревогой, не страхом перед старостью, а именно радостным ожиданием новых открытий.
Она вышла на пенсию, но продолжала работать редактором на полставки. Вела два литературных кружка — для детей и для пожилых людей. Начала путешествовать — сначала по ближайшим городам, потом решилась на поездку в Санкт-Петербург, о которой мечтала всю жизнь.
Однажды, гуляя по Летнему саду, она увидела пожилого мужчину, который рисовал на скамейке. Подойдя ближе, она с удивлением узнала в нём своего бывшего мужа, с которым не виделась почти двадцать лет.
— Виктор? — неуверенно окликнула она.
Он поднял глаза от альбома и несколько секунд смотрел на неё, не узнавая. Потом его лицо озарилось улыбкой:
— Вероника? Не может быть! Ты совсем не изменилась!
Они оба рассмеялись, понимая, что это неправда — оба изменились, постарели, поседели. Но в его глазах она увидела искреннее восхищение.
— Ты выглядишь... счастливой, — сказал он наконец. — Светишься изнутри.
— Я и есть счастливая, — просто ответила она. — А ты, я смотрю, наконец-то начал рисовать? Ты ведь всегда хотел.
— Да, представляешь? В пятьдесят пять взял и записался на курсы. Все крутили пальцем у виска, а мне всё равно. Теперь вот даже иногда продаю свои работы. Немного, конечно, но для души.
Они проговорили несколько часов, вспоминая прошлое, но больше рассказывая о настоящем. Оказалось, у него тоже был переломный момент — инфаркт, после которого он решил больше не откладывать жизнь на потом.
— Знаешь, — сказал он, провожая её до гостиницы, — я часто думал о тебе. Жалел, что всё так вышло между нами.
— А я не жалею, — покачала головой Вероника Ильинична. — Всё случилось именно так, как должно было. Каждый из нас прошёл свой путь, чтобы стать тем, кто он есть сейчас.
— Философ, — улыбнулся он. — Слушай, я завтра иду на выставку в Русский музей. Не хочешь составить компанию?
Раньше она бы начала мысленно перебирать причины отказаться — неловко, неуместно, что люди подумают... Но теперь просто улыбнулась:
— С удовольствием.
Они не возобновили отношения — слишком много воды утекло, да и жили в разных городах. Но остались друзьями, созванивались раз в месяц, иногда встречались, когда она приезжала в Петербург или он бывал в Москве.
— Никогда не думала, что на старости лет у меня появится друг-мужчина, — шутила Вероника Ильинична в разговоре с дочерью.
— Ты не старая, мама, — серьёзно отвечала та. — Ты моложе многих моих ровесниц. Они уже в двадцать пять рассуждают как старухи — всё самое интересное позади, впереди только работа-дом-дети.
Когда Игорь приехал в Москву с серией мастер-классов, Вероника Ильинична пригласила его на обед. Они сидели в уютном кафе, и она рассказывала ему о своей новой жизни — о литературных кружках, о путешествиях, о людях, которым она помогла сделать первый шаг к мечте.
— Знаете, — сказал Игорь, внимательно выслушав её, — я веду эти тренинги уже пятнадцать лет. И таких историй, как ваша, могу по пальцам пересчитать. Большинство людей возвращаются к привычному образу жизни, даже если на время загораются. Что в вас оказалось такого особенного? Почему вы смогли измениться, а другие нет?
Вероника Ильинична задумалась.
— Мне кажется, дело в том, что я наконец-то поняла: противник всегда был только один — я сама. Не обстоятельства, не возраст, не мнение окружающих. Только мой страх. И когда я перестала бороться с внешним миром и начала разбираться с внутренним, всё изменилось. Это как в восточных единоборствах — нужно использовать силу противника, а не сопротивляться ей.
— Интересная мысль, — кивнул Игорь. — Я использую её на своём следующем тренинге, если вы не возражаете.
— Конечно, нет. Я рада, если мой опыт кому-то поможет.
Вечером того же дня Вероника Ильинична записала эту мысль в свой дневник, который вела уже несколько лет: «Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Моя главная победа — это не книга, не новая работа, не путешествия. Моя главная победа — это победа над собственным страхом. Каждый день я вступаю в этот поединок заново. И каждый день, когда я делаю шаг вперёд, несмотря на страх, я побеждаю».
***
В день своего шестидесятилетия она устроила необычный праздник. Вместо традиционного застолья пригласила близких в парк, где организовала мастер-класс по рисованию для всех желающих. Пришли дочь с семьёй, бывшие коллеги, участники её литературных кружков, соседка Зинаида Петровна и даже Лидия, приехавшая из санатория специально на этот праздник.
— Я хочу сделать вам всем подарок, — сказала Вероника Ильинична, когда все собрались. — Не материальный, а нечто более ценное — опыт преодоления страха. Многие из вас никогда не рисовали или боятся, что не умеют. Сегодня мы все вместе сделаем одну большую картину. Каждый нарисует маленький фрагмент того, о чём мечтает.
Кто-то смущался, кто-то отшучивался, но постепенно все включились в процесс. К концу дня получилось яркое панно из десятков маленьких рисунков — разных по стилю, наивных, неумелых, но искренних.
— Это метафора жизни, — сказала Вероника Ильинична, когда они любовались результатом. — Каждый из нас рисует свою часть большой картины. И неважно, насколько профессионально мы это делаем. Важно, что мы не боимся взять кисть в руки.
Вечером, когда все разошлись, дочь помогала ей убирать.
— Знаешь, мама, — сказала она вдруг, — я всегда думала, что в старости буду похожа на бабушку — тихую, незаметную, вечно боящуюся побеспокоить. А теперь я хочу быть похожей на тебя.
Вероника Ильинична обняла дочь, чувствуя, как к горлу подкатывает ком.
— Не нужно быть похожей на кого-то, — тихо сказала она. — Просто не бойся быть собой. И помни: победа над собой — это не одноразовое событие. Это выбор, который мы делаем каждый день.
Той ночью, лёжа в постели, Вероника Ильинична думала о своей жизни — о прошлом, о настоящем, о будущем, которое теперь не пугало, а манило. Она вспомнила женщину, которой была раньше — серую, незаметную, боящуюся собственной тени. И поблагодарила ту молнию, которая ударила в старый клён и изменила её жизнь.
«Моя история ещё не закончена, — подумала она, засыпая. — И самые интересные главы, возможно, ещё впереди».
Понравилось? Поделитесь, пожалуйста, этой историей и поставьте
#МихаилЛекс #ДоброеУтро #притча_mleks #страхи #победа #счастье
Комментарии 4