Воспоминания Казанцева Анатолия Павловича – участника Сталинградской битвы 1942 – 1943 г.г.
Родился в Предуралье. В самом южном Чернушенском районе Пермской области, деревне Лысая – Гора, в крестьянской семье. В 1923 году.
В 1932 году окончил семь классов местной школы и уехал в г. Свердловск (ныне г. Екатеринбург), где поступил в строительное училище треста «Уралтехстрой». По окончании училища в 1940году был направлен на стройки Урала – точнее на строительство Новотагильского металлургического завода, где участвовал в монтировке доменной печи №2. Позже, вместе с другими рабочими, был переведён на монтаж Нижнетагильского коксохимического завода. По окончании работы на кокс химзаводе был командирован в г. Чусовая на монтаж металлургического завода, но мирное время было прервано вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну.
В марте месяце 1942 года был призван в ряды Советской Армии, в танковые войска. В учебном полку получил специальность – радист – стрелок танка «Т-34».
В сентябре 1942 года прибыл в г. Нижний Тагил на «Уралвагонзавод», где формировались экипажи, взводы, маршевые роты. Там, в составе экипажа, получил танк «Т-34». В тот-же день погрузились в эшелон и отбыли в Саратовскую область, станцию Татищево, где формировался 4-й механизированный корпус.
В октябре 1942 года опять погрузились в эшелон, переправились на левый берег Волги и далее вдоль реки, по железной дороге, двинулись на юг – до станции Владимировка (село Капустин Яр). Однажды. Средь бела дня, наш эшелон был атакован вражескими самолетами. Это был первый боевой урок, но все окончилось благополучно. Потерь не было, но мы поняли, что находимся уже в зоне боевых действий и где – то недалеко враг. Наконец последняя остановка на станции Владимировка. Началась выгрузка. Ночь. Кругом голая степь. Чтобы нас не обнаружили тщательно маскируемся – ни одной зажженной фары, спички, «цигарки». Перестояв день в укрытиях, мы совершаем 25 – ти километровый марш в сторону Волги. Останавливаемся в дубовом лесу, где и находились до 19 ноября 1942 года (выжидательная позиция).
Наш командир – командир 55-го отдельного танкового полка – подполковник Азии Асланов в беседах с нами часто говорил воодушевляя, что против нас стоят румынские части и мы должны прорвать линию обороны противника и развивать наступление Советских войск дальше. Мы это обязательно сделаем.
На всю жизнь запомнилась эта ночь – ночь на 20 ноября 1942 года – ночь перед наступлением. Спать никто не мог. Да и как уснёшь, когда все мы идём в первый бой, где будет схватка не на жизнь, а на смерть.
Утро. 20 ноября 1942 года. 8 часов 30 минут. Несмотря на густой туман, началась артиллерийская подготовка. Хотя плотность артиллерии у нас была небольшой – 32 ствола на 1 километр фронта, но грохот выстрелов и разрывов сливался в один оглушительный гул, который произвёл сильное впечатление на нас, а особенно на румын.
9 часов 30 минут. Красная ракета – сигнал для атаки. Наша пехота и танки пошли в наступление. Бой разгорался. Но что творилось на поле боя невозможно было увидеть. Все скрывал туман.
10 часов утра. Туман стал рассеиваться, и мы увидели огромное поле, усыпанное трупами, искореженной техникой – орудия, танки. Страшное зрелище. Так начался мой первый бой, который продолжался 6 часов. После боя мы – экипаж танка – насчитали 6 вмятин на корпусе машины (6 попаданий снарядов). За этот бой меня представили к награде медалью «За боевые услуги»
За время боя мы вклинились в румынскую оборону на 4-6 километров и наш 4-й механизированный корпус был направлен на село Плодовитое.
Вечером, 20 ноября, после боя полк сосредоточился в лощине у этого села, не имея ни танковых, ни людских потерь.
23 ноября 1942 года наш 4-й механизированный корпус соединился с войсками Юго-Западного фронта – танкистами корпуса под командованием А.Г.Кравченко. Это был решающий шаг к окружению немцев под Сталинградом. Замкнулось кольцо.
Теперь надо было уничтожать окруженного противника.
12 декабря из района Котельниково немецкие войска. В виде мощных танковых армад. Под командованием Манштейна, через хутор Верхне- Кумского нашему корпусу была поставлена задача: «… Продержаться 5-7 дней до прихода резервных сил». Нас беспрестанно бомбили. Мы постоянно передвигались.
14 декабря к нам прибыл пехотный полк под командованием подполковника Диасамидзе. Ему и полковнику Азии Асланову была поставлена задача: «Удержать хутор Верхне- Кумский».
Ночь прошла тихо, 17 декабря гитлеровцы снова перешли в атаку на Верхне – Кумский. Трижды немцы подходили к хутору и трижды были вынуждены отступать с большими потерями.
Вечером, 18 декабря, командование получило телеграмму Верховного Главнокомандующего:
«Горжусь вашей упорной борьбой. Ни шагу назад. Отличившихся бойцов и командиров представить к правительственной награде».
И. Сталин
В связи с этим 4-й механизированный корпус был переименован в 3-й Гвардейский Сталинградский корпус.
К 19 декабря 1942 года для корпуса сложилась особенно тяжелая обстановка. Противник, стремясь прорваться к Сталинграду, вводил все новые силы, а нашему полку, который входил в 3-й Гвардейский Сталинградский корпус, пришлось отступить из хутора Верхне -Кумский в хутор Нижне – Кумский, который находился на реке Мышкова.
21 декабря на помощь Советским войскам подошла Вторая ударная армия под командованием Р.Я. Малиновского.
В дальнейшем мы вели бои по уничтожению группировки врага. Река Мышкова стала непреодолимым рубежом для наступления немецких захватчиков. С этого рубежа начался разгром.
С 20 по 23 декабря 1942 года противник отчаянно стремился прорвать нашу оборону на реке Мышкова, но истощил свои силы: потеряв огромное количество танков и мотопехоты, но и для нас дни с 12 по 30 декабря потребовали много терпения и боевых сил.
Необходимо было восстановить технику. С этой целью на станции Ляпичево была организована ремонтная база танков, которые после отравлялись в направлении г. Ростова.
В дальнейшем наш 3-й Гвардейский Сталинградский корпус участвовал в боях под Таганрогом, Курском («Курская дуга»), в Белоруссии и Прибалтике.
Из Прибалтики в октябре 1944 года я был направлен в г. Балашов – в Орловское, ордена Ленина Краснознаменное танковое училище, где и послужил до демобилизации – 1 марта 1946 года.
За участие в боях под Курском был награждён Орденом Красной Звезды. Всех наград я имею: 2 ордена («Красной Звезды» и «Отечественной войны») и 12 медалей, в том числе и медаль «За оборону Сталинграда».
После демобилизации я закончил педучилище и проработал 40 лет в школе, чем очень горжусь и доволен.
Казанцев А.П.
Комментарии 4