24 января исполняется 175 лет великому русскому художнику второй половины 19-го – начала 20-го веков В.И.Сурикову.
Василий Иванович Суриков – великий русский художник второй половины 19-го – начала 20-го веков. Непревзойденный мастер исторической живописи, автор масштабных полотен, отражающих российскую действительность и ее драматические моменты. Наследие В.И. Сурикова также включает в себя мастерски выполненные портреты и талантливо изображенные пейзажи.
В.И.Суриков появился на свет 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки происходили из старинного казачьего рода, один из них, Александр Степанович Суриков руководил полком на Енисее, был атаманом казаков.
Глава семьи, Иван Васильевич Суриков, состоял на службе в чине коллежского регистратора Красноярского суда. В его характере воплотились все черты вольнолюбивых предков-казаков – гордость, независимость, честность. В свободное время он любил петь старинные казацкие песни, подыгрывая себе на гитаре. В семье Суриковых чтили обычаи, сохранившиеся с давних времен. Такие праздники, как масленица, рождество, святки никогда не обходились без традиционных мероприятий, которые были распространены в казачьей среде.
Предками матери художника, Прасковьи Федоровны Торгошиной, также были казаки. Оставшись без мужа в сорок один год, она одна поднимала пятерых детей. Семье приходилось ютиться во флигеле: чтобы хоть как то прокормиться, дом они сдавали внаём. С этой же целью мать брала работу на дом. Она была искусной мастерицей, хорошо разбиралась в цветах и полутонах, составляла собственные рисунки для вышивания гладью и бисером, занималась плетением кружев. Уже будучи известным художником, Суриков нередко обращался к матери за советом относительно колорита своих произведений. На протяжении всей своей жизни Василий Иванович не переставал заботиться о матери. Он постоянно писал ей письма, в которых справлялся не только о здоровье, но и о том, не нуждается ли она в чем-либо, есть ли у нее теплая одежда, еда. Не скупился он и на подарки, привозил ей дорогие платки, сапоги, шубы и многое другое, старался как можно чаще радовать мать.
Страсть к художеству появилась у Василия еще в раннем детстве. Мольбертом мальчику служила сафьяновая обивка дорогих стульев, на которой он гвоздем выцарапывал первые рисунки. Немного позже он попробовал изобразить Петра Первого, скопировав его изображение с гравюры. Вместо красок он использовал синьку и сок из раздавленных ягод брусники.
В 1856 году родители отдали Василия в уездное училище. Его учителем был Николай Васильевич Гребнев, одаренный художник и опытный педагог. Разглядев талант юного Сурикова, он решил во что бы то ни стало воплотить в своем ученике мечту, которую ему не удалось осуществить в собственной судьбе. Он много рассказывал мальчику о великих художниках, они вместе писали этюды, выезжали на пленэр.
В 1859 году семью Суриковых постигло несчастье – скончался Иван Васильевич. Денег на дальнейшее обучение Василия у матери не было, и она попросила знакомых, чтобы те помогли устроить сына на работу. Так, Суриков стал писцом в губернском управлении. Но даже в период службы юноша не оставлял занятия живописью. К счастью, его рисунки увидел и оценил енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Он попросил золотопромышленника П.И. Кузнецова, известного мецената, оказать поддержку молодому таланту, и тот согласился оплатить Сурикову обучение в Академии художеств.
В начале зимы 1868 года Суриков с обозом Кузнецова выехал в Петербург. Дорога до столицы заняла ровно два месяца. По приезду Суриков некоторое время занимался в рисовальной школе Петербурга, так как ему было отказано при первом поступлении в академию. В конце лета 1868 года он стал вольнослушателем, а через год – студентом академии. Его преподавателем стал «всеобщий педагог русских художников», знаменитый Павел Чистяков. При написании своих работ Суриков считал, что самое важное место в картине принадлежит композиции, поэтому в студенческой среде его стали называть «композитором». За отличную учебу и высокое мастерство Суриков был несколько раз премирован деньгами и удостоился четырех серебряных медалей. В конце 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств, ему было присвоено звание классного художника первой степени.
Творчество
Первым значительным трудом Сурикова стала роспись Храма Христа Спасителя, а именно выполнение четырех крупных фресок. К сожалению, все эти работы были впоследствии уничтожены вместе с храмом. Следующей работой молодого художника стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870). В середине семидесятых годов Суриков гостил у золотопромышленника П.И. Кузнецова в Хакассии. Результатом этой поездки стала работа «Милосердный самаритянин», за которую художник получил Малую золотую медаль. Саму картину Суриков оставил в дар хозяину золотых приисков. Последующие произведения Сурикова сделали его имя известным далеко за пределами России. Примером может послужить картина «Утро стрелецкой казни». После ее оглушительного успеха В.И. Суриков вступил в Товарищество передвижных выставок.
Художник понимал, что для развития творчества необходимо знакомство с выдающимися произведениями мировых художников. Но поездка за границу все время откладывалась из-за нехватки средств. Выручила Сурикова продажа картины «Меншиков в Березове». Средства, вырученные за это полотно, он потратил на зарубежные поездки по Европе. Побывав в Германии, Франции, Австрии, Италии, Суриков смог, наконец, познакомиться с выдающимися работами великих мастеров.
Начало восьмидесятых годов ознаменовалось работой над картиной «Боярыня Морозова». Вначале Суриков долго бился над композицией, затем столкнулся с проблемой поиска подходящего лица. Наконец, в общине старообрядцев художник обнаружил нужный ему типаж. Им стала приехавшая с Урала некая Анастасия Михайловна. Сам Суриков так вспоминал об этом выборе: «И как вставил её в картину – она всех победила». Завершенное полотно было представлено на Передвижной выставке в 1887 году.
До определенного времени Сурикова почти не интересовала портретная живопись, но в 1887 году в его творчестве наметился переворот. Он с большим энтузиазмом принялся писать портреты жены, матери, брата, знакомых, друзей. К этому же времени относится его знаменитый автопортрет. После смерти супруги в 1888 году Суриков с детьми перебрался в Красноярск. Там началась его работа над картиной «Взятие снежного городка», которой он посвятил целых два года. Это полотно принесло художнику золотую медаль на международной выставке в Париже.
Путешествия по Сибири, встречи с представителями населявших ее народов, их истории, быт и этническое своеобразие – все это попадало в творческую копилку живописца. Вооружившись этим багажом, Суриков начал работу над очередным полотном – «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
Там же, в Сибири у художника возникла идея написать историческую картину о великом русском полководце Суворове. Свой выбор для главного образа Суриков остановил на казаке Ф. Спиридонове. Зарисовки к пейзажам Василий Иванович делал в Швейцарии, этой работе он посвятил несколько лет. Знаменитая картина «Переход Суворова через Альпы» была завершена к столетнему юбилею похода. После многочисленных выставок полотно вошло в состав императорской художественной коллекции.
В 1912 году Суриков закончил работу над картиной «Посещение царевной женского монастыря». Женские образы этого полотна списаны с внучек художника. После поездки на озеро Шира в Хакассии художник задумал написать картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, начатая работа так и осталась незавершенной.
В 1881 году была написана картина «Утро стрелецкой казни», которая является одной из лучших в коллекции В.И. Сурикова. Полотно повествует о последствиях мятежа, произошедшего в России во времена правления Петра Первого. Суриков сознательно отказался от написания сцен самой казни, он лишь изобразил момент, предшествующий наказанию стрельцов: эмоции самих героев картины, их близких. В облике действующих лиц отражено предельное напряжение от осознания неминуемой смерти. Большое напряжение ощущается и в облике самого императора, композиционно расположенного как бы на втором плане, но возвышающегося над народной массой. От него, сидящего на коне, исходит ощущение могущества и власти.
Художественное полотно под название «Меншиков в Березове» было написано Суриковым в 1883 году. В центре сюжета – трагическая судьба одного из ближайших сподвижников Петра Первого – Александра Меншикова. Это достоверный исторический персонаж, лишившийся всего, и высланный в Сибирь после смерти императора. На картине – маленькая комнатушка с низким потолком и крохотным оконцем, напоминающая тюремную камеру. Главный герой сидит в окружении своих детей, на лицах всех персонажей отражена глубокая печаль, говорящая о безысходности. Приглушенный и мрачноватый колорит картины подчеркивает весь трагизм судьбы князя, драматизм его положения.
Картина «Боярыня Морозова» была написана в 1887 году. Центральный персонаж – московская боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая фанатично придерживалась старой веры. Православная церковь в ту пору вела непримиримую борьбу с раскольниками, чьи взгляды разделяла Морозова.
В центре полотна – розвальни с главной героиней, закованной в кандалы. На ее бескровном лице ярко выделяются горящие лихорадочным блеском глаза. Подняв руку, она показывает окружившему ее народу глубокую преданность своей вере. Действующие лица разделены на два лагеря – сочувствующих и осуждающих героиню, считающих ее сумасшедшей. Боярыня что-то выкрикивает в толпу, видимо, прощаясь с народом. Каждый штрих полотна пропитан трагизмом тяжелого положения глубоковерующих русских людей. Художник показывает, что даже унижение не способно сломить дух этой стойкой женщины.
Картина «Взятие снежного городка» была написана Суриковым в 1891 году во время его пребывания в Красноярске. Там, спасаясь от хандры после смерти жены, художник решил написать картину на бытовую тему, жизнеутверждающую и веселую. На полотне – крепость из снега, которую, по условиям народной казацкой игры, нужно обязательно взять. Кругом праздничное настроение, веселый смех нарядно одетой толпы болельщиков. На лицах действующих лиц азарт и нетерпение. На санях богатые сибирские ковры, все детали полотна яркие, красочные, жизнеутверждающие. Особое внимание автор уделял выражению лиц героев. Так как большинство из них были написаны с натуры, – получились они необыкновенно реалистичными, а их эмоции – правдоподобными и искренними. Также много внимания в картине уделено деталям: одежде и другой атрибутике народной жизни.
Похоронив жену в 1888 году, Суриков утратил интерес к жизни. Смерть любимой супруги сказалась и на творчестве художника: он все реже брался за кисть. Огромную поддержку в это непростое время оказывали ему дочери и старые, верные друзья. Первая мировая война стала очередным потрясением для Василия Ивановича. Пытаясь избавиться от депрессии, он некоторое время проживал в Крыму, затем поправлял здоровье в московском санатории. Скончался великий художник в Москве, 6 марта 1916 года от заболевания сердца. Почувствовав приближение смерти, Иван Васильевич произнес свои последние слова: «Я исчезаю…». По завещанию самого художника, он был похоронен рядом с любимой женой на Ваганьковском кладбище.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев