Визиты домовых, «сонный паралич» или как выжить рядом с паранормальным соседом...
Из уст в уста, из поколения в поколение передаются семейные легенды о визитах домовых и так называемых «сонных параличах», которые с этими визитами связаны самым странным образом. Нередко домовых видят все члены семьи, в одно и то же или в разное время живущие в определенном помещении. Причем, это может быть не только частный деревянный дом, как часто принято считать, но и обычная квартира в хрущёвке.
Поверья о домовых
Домовые – издавна известные сущности, охотно вступающие в контакт с людьми, живущие бок о бок с ними. Если повезет, то домовым окажется добродушное существо, не наносящее душевных травм или материального урона, а даже наоборот, присматривающее за хозяйством и детьми.
Чтобы заслужить расположение «хозяина» дома, как заискивающе ласково называли домовых в русских деревнях, старшая в семье женщина на ночь оставляла за печкой немного съестного, по поверьям, домовые неравнодушны к молоку, творогу и сметане. Если еда таинственным образом исчезала, то домашние вздыхали с облегчением: «дань» принята и хозяйство под надежным присмотром.
Но иногда домовой по той или иной причине начинал проявлять дурной нрав. Это выражалось в том, что раньше времени скисало свежее молоко, запутывалась или даже рвалась пряжа, без причины болела и гибла скотина. Самым неприятным из всего, что мог сотворить разбушевавшийся домашний дух, были ночные визиты, вызывавшие «сонный паралич», который описывают как состояние на грани сна и яви, когда человек видит «нечто», но не может ни слова вымолвить, ни пошевелиться.
Преодолеть это тягостное ощущение можно было, прочитав про себя молитву, но и это не всегда помогало. Более действенным средством считалось матерное слово покрепче, его нужно было произнести через силу вслух, тем самым поставив зарвавшегося домового на место.
Когда хозяевам надоедали проделки вынужденного «соседа», они начинали борьбу за свое спокойное житьё-бытьё. Тут уже в ход шли уловки по задабриванию «хозяина», что выражалось в поднесении лучшего куска, либо общение при посредничестве местной знахарки, доносившей до домового просьбы о покровительстве и обещания всяческих милостей, либо ультиматум в виде освещения батюшкой жилища и хозяйственных построек.
Последнее средство было самым действенным, но навсегда могло изгнать домового из дома, что таило в себе новую опасность – со временем его место мог занять другой, с еще более скверным характером. Так что ужиться с домовым было не просто, а удавалось, по поверьям, только тем, в ком самом была изрядная доля «бесовщинки».
Конечно, случаев спокойного соседства было гораздо больше, чем неприятных явлений, домовой нередко предупреждал домочадцев о грядущих неприятностях или добрых событиях, являясь ночью и устраиваясь в ногах. Его присутствие ощущалось как легкое прикосновение к ногам, как будто кошка прошлась и улеглась поверх одеяла.
В такой момент нужно было не растеряться, а спросить «к худу или к добру» его приход. Считалось, что ответ не заставит себя долго ждать, и в ночи послышится едва различимое бормотание. Припомнив поутру, каким был совет домового, хозяин мог отменить важное дело, если дух предостерег от напасти, или, наоборот, незамедлительно предпринимал важный шаг, приободренный советом невидимого доброжелателя.
Домовые в наше время
Несмотря на то, что многие поверья канули в лету, истории про домовых все еще волнуют людей, и нередки случаи их появления в обычных квартирах. Как бы то ни было, соблюдая старинный обычай при переезде в новостройку, хозяйки и сейчас ставят перед дверью старого жилья сапог или валенок со словами: «Ну, старый хозяин, пойдем с нами», надеясь на счастливую жизнь на новом месте.
Комментарии 1