Священник Дмитрий Барицкий
Притчи царя Соломона — это сборник емких афоризмов. В них в предельно концентрированном виде содержится опыт духовной жизни автора. Это максимы, которыми мудрый царь руководствовался в своих отношениях с самим собой, с другими людьми и, конечно, с Богом. Среди множества прозвучавших только что изречений, мы слышим одно, которое является ключевым для всего отрывка.
Страх Божий, говорит Соломон, — это источник жизни. Это может казаться нам парадоксальным и странным. Как может страх быть связан со всем тем, что ассоциируется у нас с самым прекрасным?
Причина этого проста. Священное Писание всячески подчеркивает ту мысль, что человек не есть существо автономное. Источник нашей жизни находится не в нас самих. Он не зависит единственно от безупречной и четкой работы органов нашего организма. Наша душа и даже наше тело живы лишь той степени, в какой мы находимся в общении с Богом, в Котором сосредоточено вся полнота бытия. А потому боязнь потерять этот источник является важным условием того, что мы всеми силами будем стремиться к Творцу. Будем стараться выполнить всякую Его просьбу и организовывать свою жизнь таким образом, чтобы не оскорбить Его. В ответ на эту внимательность и предупредительность Господь и дает человеку Свою благодать.
Напротив, тот человек, который лишен этого страха и живет как ему вздумается, учитывая лишь свои желания, удаляется от Бога. А, следовательно, уходит все дальше от источника жизни. Его душа постепенно высыхает, словно черствеет, ведь ей словно перекрывают кислород. человек перестает ощущать благодать. Его покидает радость, чувство полноты и умиротворения. В нем поселяются тоска и пустота. Порой доходит до того, что мы обладаем всем, однако, как говорится, свет становится нам не мил. Пропадает источник высокого смысла. Все становится мелким и незначительным. Дни становятся тусклыми, серыми, однообразными. Мы просто функционируем как автоматы, словно двигаемся по инерции. Смерть тела становится всего лишь закономерным результатом нашего духовного состояния.
Поэтому страх перед Богом — это не животный страх. Скорее он подобен боязни потерять любимого человека. Когда мы любим, мы ставим предмет своего обожания в центр мира. Все наши мысли и чувства связаны только с ним. Когда он рядом, нам спокойно и радостно, когда далеко, мы переживаем и томимся разлукой. Всяческим способом мы стараемся сделать ему приятное. Боимся обидеть его, обмануть его ожидания. И в ответ человек дарит нам свою любовь и благодарность, от чего мы испытываем вдохновение и душевный восторг.
Грех первых людей в раю и заключался в том, что в определенный момент в них пропал этот священный трепет. Они стали равнодушны к Творцу. Захотели жить без Него, исключительно по своей воли. Он стал для них всего лишь еще одним из многих предметов окружающего мира. Еще одним незнакомцем. Его воля и желания стали для них безразличны. Поэтому и пришла в этот мир смерть.
Не случайно читаем в Священном Писании: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти».
А потому постараемся поступать в своей жизни по отношению к Богу так, как если бы Он был нашим женихом или невестой. Будем понуждать исполнять те заповеди, Которые Он дал нам в Своем Евангелии, хранить свою душу в чистоте. В ответ на это усилие Господь обязательно откликнется, войдет в нашу жизнь, наполнит ее своей любовь. А совершенная любовь, как говорит Священное Писание, изгоняет всякий страх.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Притч. XIV, 27 - XV, 4. Как и во многих других отрывках книги Притчей Соломона отдельные сентенции здесь не объединены друг с другом единым общим смыслом. Вообще, при чтении этой книги порой возникает ощущение, что автор постоянно перескакивает с одной темы на другую. Так и здесь: в относительно небольшом отрывке Причтей содержатся высказывания, которые посвящены отношению человека с Богом, принципам твёрдого государственного устроения и отдельным аспектам нравственности. Но эти темы раскрываются не последовательно, а довольно хаотично. Все это неудивительно, если помнить об истории появления книги Притчей Соломона: несмотря на то, что она носит имя конкретного царя, авторов у нее несколько, все они жили в разные эпохи и имели разные занятия, кто-то из авторов известен, кто-то нет. Всего же в этой библейской книге содержится около девятисот афоризмов. Именно так — как сборник афоризмов — и стоит рассматривать книгу Притчей Соломона.
Вообще говоря, идея создать единый сборник высказываний на тему мудрости — очень хорошая и сама по себе мудрая идея. За счет свой краткости, емкости и, иногда, парадоксальности, такие сентенции хорошо запоминаются, следовательно, к ним легко обратится в повседневной жизни. Особенно же важно это при возникновении какой-либо «внештатной» ситуации.
Такой, как, например, внезапная вспышка раздражения. Об этом как раз и говорит один из тех афоризмов, которые мы слышим сегодня: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Предстать перед окружающими раздражительным не так страшно, как показать свою глупость. Если помнить слова книги Притчей, то тот факт, что она приравнивает раздражительность к глупости, в некоторых случаях способен спасти ситуацию. Связь между раздражительностью и глупостью очевидна: то, что человек способен сказать и сделать в состоянии раздражения в дальнейшем исправить бывает или очень сложно, или же невозможно. Соответственно, впадение в раздражение — это не решение проблем, это новые, еще худшие, сложности. Умножение же сложностей нельзя назвать разумным поступком. Именно поэтому книга Причтей Соломона называет глупостью раздражительность. Впрочем, толкователи видят здесь нечто большее: раздражительность они противопоставляют терпеливости. А только терпеливый может сделать то, на что не способен раздражительный, который, как выразился святитель Григорий Двоеслов, не «может истинно настоять в научении добру, если в жизни не умеет равнодушно переносить оскорблений со стороны других».
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
Протоиерей Александр Глебов
Неделю тому назад мы подвели итог истории о всемирном потопе, которая заканчивается установлением завета Бога с Ноем, внешним символом которого стала радуга, и обетованием Божиим о том, что Он больше не уничтожит людей потопом, потому что, как сказал Господь, «помышления сердца человеческого – зло от юности его». Действительно, сколько не наказывай людей, они мало меняются. Более того, чем дальше развивалась история, тем дальше отходили люди от Бога. Они стали забывать, что есть Бог. Конечно, древние люди не были безбожниками; наоборот, древний мир был очень религиозен, и алтари воздвигались где только можно, но это были не алтари Богу, а алтари богам, алтари тем, кто не существует, идолам, которые являлись плодом человеческой фантазии, и воплощалась эта фантазия в форме изображений или скульптур. Это было обожествление сил природы, или животного мира, или мира людей. Но все это было заблуждением. Люди забыли Бога, истинного Бога, Который их сотворил, Который дал им жизнь, Который в истории со всемирным потопом показал, что Он может эту жизнь и отнять.
Почему они забыли Бога? Ответ очевиден: грех, который со времен Адама господствует над родом человеческим, помрачил сознание людей, и они, по слову апостола Павла, вместо Творца стали служить твари. И что же делать, как поступить Богу, как напомнить о Себе, как вернуть Себе этих людей, которые не просто забыли о Нем, а, может быть, даже и не знают, что Он есть? Уничтожить их всех и начать историю заново, с чистого листа? Это уже было. Потоп уничтожил всех, кроме Ноя и его семьи. Но это не помогло, все вернулось на круги своя. Тогда Господь применяет другое средство для спасения людей – не наказание, а исцеление. Для этого он избирает одного человека, которого зовут Авраам.
Вообще, сказание об Аврааме открывает целый цикл библейского эпоса о патриархах. Слово «патриарх» с греческого языка переводится как «начальник отцов» или «глава отцов». Сегодня Патриархом мы называем Предстоятеля Церкви, и Патриарх в данном случае это титул, это должность, на которую выбирают. А в древности патриархом называли не по называемой должности и не по титулу, а по сущности человека – какое значение имела его личность для создания и формирования того или иного народа. И первым патриархом, о котором упоминает Библия, был Авраам. Первоначально Авраама звали Аврам; он был потомком Ивера, потому один из народов, происшедших от Авраама, получил название евреи. А сам Ивер был правнуком Сима, первого сына Ноя. Авраам жил в Уре Халдейском. Чтобы была возможность представить, где это находится, я дам библейские ориентиры на примере современной географии. Ур Халдейский расположен на юге современного Ирака, где-то к западу от реки Евфрат и не так уж далеко от Персидского залива. Отец Авраама, которого звали Фарра, взял с собой Авраама, его жену Сарру и внука Лота и направился в землю Ханаанскую – так тогда называлась Палестина. Но дошли они до города Харран и там остановились. Харран – это город на юге современной Турции рядом с сирийской границей. В Харране умирает отец Авраама, Фарра, и Авраам становится главой семейства. Здесь ему впервые является Господь и обещает, что он станет родоначальником народа, которому Господь отдаст впоследствии землю Ханаанскую. Ободренный этим обетованием, Авраам, достигший уже семидесятипятилетнего возраста, продолжил путь в Ханаан в сопровождении жены и племянника. Когда Авраам дошел до окрестностей Сихема, Бог снова явился ему и вновь обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Авраам стал кочевать по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Авраам отправился в Египет. В Египте Авраам выдал Сарру за свою сестру, так как опасался, что египтяне могут убить мужа такой красавицы. Фараон взял Сарру в свой дворец, видимо, в свой гарем, но Бог поразил его и его близких болезнями, и Сарра была возвращена Аврааму. Авраам с Саррой и Лотом и всем приобретенным достоянием вернулся в Ханаан. Здесь после ссоры между их пастухами Лот отделился от Авраама и откочевал к городу Содому, где и поселился. А Авраам остановился в городе Хевроне. Мы довольно часто слышим упоминание об этом городе из программы новостей, и новости из этого города часто тревожные. Хеврон находится на территории Палестинской автономии, и там нередко случаются кровавые конфликты между евреями и арабами, то есть между потомками патриарха Авраама, братьями по крови и вместе с тем заклятыми врагами. В Хевроне Бог еще раз явился Аврааму, и вновь подтвердил Свое обетование отдать весь Ханаан его потомству и сделать его потомство бесчисленным как песок земной.
Об отделении Лота от Авраама и поселении самого Авраама в Хевроне мы слышали чтение из 13-й главы книги Бытия. Но что означает история патриарха Авраама? Какой ее религиозный и богословский смысл? Как я уже говорил, после потопа ничего не изменилось в сознании людей. Они стали отходить от Бога так же, как и в допотопные времена. Совершенно очевидно, что для борьбы с грехом неэффективно средство физического уничтожения человека – носителя греха. Потоп людей уничтожил, а грех остался. Человечество надо лечить. Но лечить можно только добровольно, когда больной осознает, что он болен, и желает исцеления. А для того, чтобы человечество понимало, что оно нездорово, что оно совершает грех, должно быть представление о Боге и о Его законе. Ведь если нет закона, то нет и преступления, ведь преступать-то нечего? Преступление и последующее за ним наказание могут быть только там, где есть закон. А для того, чтобы у людей было понятие греха как нарушения воли Божией, они должны знать о Боге, помнить, что Он есть. И есть не такой, каким его изображают язычники, в виде идола – такие боги часто поощряли грех, а не обуздывали его. Нет, люди должны помнить истинного Бога, а значит, понимать, что в их жизни есть отступление от воли Божией, которое называется словом «грех». И, осознавая свой грех, ожидать спасения или исцеления. Но как это сделать, если память о Боге стирается в сознании людей? Тогда Бог решает создать народ, в котором сохранится память о Нем и вера в Него. Не избрать народ, а создать народ. Мы часто ошибочно говорим о евреях как об избранном народе, но это не так. В Библии же не сказано, что Бог из всех народов избирает наиболее приглянувшийся ему. Ведь в то время такого народа как евреи еще не существовало, ему еще только предстояло возникнуть. Поэтому ни о каком избрании народа речи нет. Речь идет об избрании Авраама – вот Авраама Бог действительно избирает из всех людей, живущих на земле. А уже из его потомства Бог создает для Себя народ, цель которого в истории только одна – не дать угаснуть Слову Божию на земле, чтобы не была предана забвению память об истинном Боге среди моря язычества. Как еврейский народ справился с этой миссией, отвечает вся дальнейшая библейская история. Справился он с трудом. Израильтяне постоянно бунтовали против Бога; они убивали пророков, которых посылал Господь; они хотели быть как окружающие их народы, не скованные рамками жесткого закона; они хотели иметь видимых и понятных богов-идолов, а не такого Бога, Которого и представить себе невозможно, и имени Его никто не знает. И только Бог удержал израильтян; когда кнутом, когда пряником, но Он действовал в этом народе. Только благодаря водительству Божию им и удалось, несмотря на все искушения и соблазны, пронести память о Боге через столетия. И как говорит апостол Павел, «когда пришла полнота времени, и Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены», именно еврейский народ послужил, образно говоря, той дверью, через которую Бог пришел в мир. И хотя в лице своих вождей еврейский народ не принял Христа, тем не менее в благочестивой части именно этого народа появилась будущая Матерь Божия, которая согласилась послужить делу спасения и дала Сыну Божию человеческую плоть. Представители именно этого народа в лице апостолов понесли по миру весть о Христе Воскресшем. Но это уже, конечно, новозаветная история, история уже осуществляемого во Христе спасения людей. А вот замысел о спасении начал осуществляться в те далекие времена, когда созданием еврейского народа через избрание Авраама Господь постепенно стал подготавливать почву для Своего воплощения и прихода в мир. Аминь.
Нет комментариев