Талантливому юноше не суждено было прославить фамилию отца – барона Георгия Криденера, губернского прокурора. К моменту рождения мальчика барон еще не сделал предложения его матери, и незаконнорожденный ребенок не мог претендовать на знаменитую фамилию немецкого происхождения. Но даже после того, как отношения его родителей были оформлены по закону, мальчик уже не мог рассчитывать на титул Криденера.
Фамилия «Перов» появилась от прозвища, которое дал ему дьячок, учитель грамоты. Он заметил, что его подопечный отлично владеет пером для письма и прозвал его Василием Перовым. Так и вошел он в историю русской живописи, став одним из ярких жанровых художников, без прикрас изображавших пороки и несовершенства общества.
«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861
В 1861–м году художник создал целую серию картин антиклерикальной направленности.
Одна из них - «Проповедь в селе» - получила большую золотую медаль Академии художеств, которая дала ему право совершить поездку за границу в качестве пансионера. Другая же – «Сельский крестный ход на Пасхе» - вызвала бурю негодования.
На картине зрители увидели пьяную процессию, бредущую к обрыву. Каждая фигура рассказывала свою историю: хмельной священник, наступающий на пасхальное яйцо, нищий, несущий святыню вверх ногами, прихожанка, держащая икону с выцветшим ликом.
Такое «безнравственное» произведение не долго было представлено на суд общественности: вскоре его убрали с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Тем не менее, оно успело привлечь внимание мецената и коллекционера Павла Третьякова. Несмотря на шумиху вокруг работы, он приобрел ее. После художник Василий Худяков даже написал ему письмо, в котором предупреждал, что такое решение может иметь пренеприятнейшие последствия.
«Слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки», - писал он.
Сейчас картина, как и «Проповедь в селе», экспонируется в Третьяковской галерее.
Комментарии 5